Проект по окружа. Проектная деятельность: выбираем тему для проекта

После введения в систему отечественного образования новых государственных стандартов обязательным элементом в любой предметной области стала проектная деятельность. Под руководством своих наставников-учителей, ребята продумывают и реализуют исследования в различных научных областях. На начальной ступени обучения школьники изучают курс «Окружающий мир».

В рамках данного учебного предмета они получают первоначальное представление о живой природе, процессах. Отдельное внимание в данной учебной области уделяется краеведческой и патриотической деятельности. остановимся на некоторых работах школьников.

«Мы в ответе за живую природу»

Проекты по окружающему миру можно проводить в процессе знакомства с растениями и животными. В качестве объекта для работы можно рассматривать птиц, животных, которые нуждаются в защите. С чего лучше начать проект? «Окружающий мир: Красная книга своими руками» - это один из вариантов названия будущей работы для учеников начальной школы.

Предметом будут те условия, которые позволяют людям сохранять исчезающие виды животных.

В качестве гипотезы юный исследователь может предположить, что и он сможет внести свой посильный вклад в сохранение живой природы.

Значимость работы

Проекты по окружающему миру расширяют знания ребят о природе своего края, учат их быть ответственными гражданами, заботиться о растениях и животных. Результатом проведенной работы может стать стенд «Сохраним для потомков». Проекты по окружающему миру предполагают использование дополнительных материалов:

  • цветной бумаги;
  • ножниц;
  • гуаши;
  • акварели;
  • цветных карандашей.

По результатам деятельности ребенок (группа детей) оформляют буклет «Красная книга моего региона».

Проекты по окружающему миру проводить можно как во время учебного занятия, так и в рамках внеурочной деятельности.

О чем может рассказать Красная книга

Для начала важно выделить цель, задачи работы, подобрать алгоритм действий. Во вступлении автор обосновывает актуальность выбранной для исследований темы. Например, можно отметить, что наш край отличается уникальной флорой и фауной, но часть растений нуждается в защите. Если мы, обычные люди, не будем принимать мер, то через несколько лет часть живой природы исчезнет, наши потомки никогда не узнают, как пахнут некоторые цветы.

Наш край нуждается в помощи, поэтому мы, школьники, должны знать о существовании Красной книги, беречь те растения, которые в нее занесены.

Социологический опрос

Для того чтобы создать Красную книгу своего села, города, ребята должны собрать определенную информацию. Одним из способов получения информации является проведение анонимного социологического опроса. Юный исследователь предлагает респондентам несколько вопросов, связанных с тематикой его работы:

  • что вы знаете о Красной книге;
  • о чем она рассказывает;
  • почему ее называют «красной»;
  • какие растения и животные попадают в такую книгу;
  • как она устроена.

После статистической обработки всех анкет автор подводит итоги, делает выводы.

Например, можно взять социологический проект по окружающему миру. Животные, которых указали в своих ответах респонденты, могут стать объектом для исследования.

Если анкетирование показывает, что большая часть опрошенных не владеет информацией о Красной книге, ее значимости, это является прямым подтверждением актуальности и своевременности создания проекта.

Сохраним и спасем

В настоящее время численность и распространенность животных меняется на глазах. Сокращение численности актуально для степных орлов, куропаток, зайцев. С их исчезновением может измениться и окружающий мир. Проект «Наш класс на страже природы» должен помочь изменить эту тенденцию. Что мы решили сделать? Нами был создан информационный буклет, в котором показаны причины сокращения числа этих видов:

  • избыточная засуха;
  • неорганизованная охота;
  • браконьерство;
  • использование при удобрении полей химических веществ;
  • загрязнение окружающей среды.

Заключение по проекту

Как можно завершить проект «Окружающий мир»? 3 класс предполагает предоставление результатов работы перед одноклассниками на учебно-исследовательских конференциях, а также привлечение внимания общественности с помощью информационных буклетов, созданными усилиями проектной группы.

В них можно отразить результаты проведенного анонимного социологического опроса, указать тех животных, которые внесены в Красную книгу, перечислить правила поведения в лесу.

Работа «Красная книга моего края»

Предлагаем готовый проект. «Окружающий мир. 3 класс» содержит несколько параграфов, связанных с темой. Это можно использовать для развития познавательного интереса подрастающего поколения, формирования у детей позитивного отношения к живой природе. Целью станет изучение родного края, знакомство с редкими и исчезающими видами животных и растений.

Какую еще цель преследует проект «Город»? Окружающий мир настолько раним, что человек должен заботиться о природе.

В каждом регионе есть свои растения и животные, которые нуждаются в защите. Красную книгу Воронежской области утвердили в 2008 году. Она объединяет порядка семнадцати тысяч видов растений и животных. Еще около 850 видов не вошли в нее, но также нуждаются в особой охране, поскольку их численность ежегодно снижается. В книге представлена информация о биологических особенностях вида, причинах исчезновения, условиях для охраны и восстановления.

В рамках проекта удалось выявить основные категории редкости вида:

  • те, которые исчезли;
  • находящиеся под непосредственной угрозой исчезновения;
  • редкие;
  • сокращающейся численности;
  • восстанавливаемые.

К примеру, если раньше в реке Дон была распространена такая красная рыба как кумжа, которая откладывала здесь икру, то после строительства Цимлянской плотины, этот ценный сорт рыбы пропал полностью.

В начале прошлого века было много тетерев, но во второй половине XX столетия птица исчезла практически полностью. Причинами подобного явления можно считать браконьерство, вырубку лесов, осушение болотистых мест. В средней полосе России наблюдается тенденция сокращения количества хищных птиц: беркутов, сов, ястребов, орлов.

В Воронежской области почти не осталось пеликанов, дроф, стрепетов, сокращается и количество змей. Часть видов животных биологи стараются восстанавливать собственными силами. Например, во второй половине прошлого века в области была распространена красивая бабочка «аполлон», потом она пропала.

Усилиями студентов биологического факультета МГУ, которые проходят в Воронежской области летнюю практику, удалось вернуть эти красивые существа на их «историческую родину», позаимствовав «аполлонов» в Тамбове.

Подобные действия - это один из способов проявления заботы о живой природе. Среди растений, которые внесены в Красную книгу Воронежской области, выделяют:

  • тонколистный пион;
  • колокольчик алтайский;
  • василек луговой;
  • широколистная полынь, голубика.

Биологи убеждены в том, что для сохранения редких видов важно создавать в регионе максимальное количество особо охраняемых территорий: заказников, заповедников.

Проект по охране природы Архангельской области

Вопросы, касающиеся бережного отношения человека к растительному и животному миру, рассматриваются на занятиях по окружающему миру во всех регионах страны. Не является исключением и такой северный регион, как Архангельская область. Например, проект можно посвятить изучению можжевельника, занесенного в Этот кустарник считают индикатором экологической обстановки, поэтому так важно узнать, на каких территориях он растет и какова его численность.

Заключение

В настоящее время важно обратить пристальное внимание человечества на вопросы, касающиеся защиты и сохранения растительного и животного мира планеты. С раннего возраста важно формировать в подрастающем поколении бережное отношение к живым организмам, чему в полной мере способствует проектная деятельность. Некоторые российские регионы активно включились в работу, предполагающую формирование у детей младшего школьного возраста навыков природоохранной деятельности. Например, в Архангельской области, в Карелии разработаны специальные краеведческие курсы, в рамках которых дети получают начальные сведения о природе своего края, изучают основные охраняемые территории, расположенные в крае. Вместе с лесниками, сотрудниками национальных парков дети учатся беречь растения и животных, принимают участие в творческих конкурсах и олимпиадах.

Аннотация к материалу

Презентации по окружающему миру позволят учителю начальных классов сделать данный предмет любимым у большинства учеников начальной школы. При грамотном подборе наглядности, доступном объяснении нового материала, у учащихся пробуждается интерес к изучению каждой следующей темы, желание узнать больше, чем было дано на уроке. После просмотра презентации на тему окружающий мир маленькие открыватели тайн будут пытаться самостоятельно найти интересные сведения о растениях и животных, о звездах и явлениях природы, чтобы на уроке рассказать эти факты своему учителю и одноклассникам.

Презентация по уроку окружающий мир удобна в применении на любом этапе урока. Ее использование не ограничивается исключительно объяснением нового материала. Можно скачать презентацию по окружающему миру для 1, 2, 3 или 4 класса для проведения практической работы и для проверки домашнего задания, для закрепления материала только что усвоенного на уроке и для показа образцов оформления проектов.

Использование презентации по уроку окружающий мир способствует возникновению у учащихся мотивации к учению. Им приятно, что они понимают материал, который объясняет учитель. Если решить задачу на математике удается не всем, писать на уроке русского языка без ошибок тоже непросто, то на уроке окружающего мира можно раскрыть свои способности и стать настоящей звездой. Недаром еще Ушинский отмечал, что детская природа для развития интереса к предмету требует наглядности. Эти слова и сегодня являются актуальными и верными. Использование презентации по окр. миру тому неопровержимое доказательство. В них важен не столько текст, сколько картинки, фото, вставленные фрагменты видео, таблицы, различные схемы, которые останутся в памяти ученика начальной школы.

В данном разделе собраны разработки уроков учителей, работающих по различным УМК. Из разделов можно скачать бесплатно уроки с презентацией по окружающему миру для 1, 2, 3, 4 класса по УМК Школа 2100, Школа России, ПНШ (учебники Плешакова, Вахрушева) и использовать их в своей работе.

Вам нравится самим создавать презентации к урокам окружающего мира и у вас уже есть коллекция собственных разработок? Присылайте их нам, а мы обязательно, сохранив авторство, разместим их в соответственном разделе. Для создания собственных работ и детских проектов у нас на портале можно скачать бесплатно шаблоны презентаций, фоны и картинки по окружающему миру. Давайте сотрудничать и делиться наработками, которые не должны становится ненужными после того, как прозвенел звонок с урока.

Окружающий мир - 1 класс

Презентации на уроке окружающего мира в 1 классе становятся насущной потребностью. Ребенок, который так отличается от своих сверстников, обучающихся в школе даже всего десять лет назад, не приемлет старые подходы в работе на уроке. Его интерес могут поддержать только современные средства обучения - яркие, динамичные, интригующие. Именно к ним и...

Окружающий мир - 2 класс

Презентация по окружающему миру для 2 класса - это лучший материал для проведения современного урока в начальной школе. Малыши любят слушать, но одними словами объяснить суть сложной проблемы вряд ли получится. И тогда на помощь приходит она, всемогущая презентация урока по окружающему миру во 2 классе - уникальный мультимедийный продукт,...

Окружающий мир - 3 класс

Презентация по окружающему в 3 классе позволяет творчески работающему учителю обычный самый обычный урок превратить в своеобразный праздник для детей, с которого им уходить не захочется даже после звонка. у них появляется желание бесконечно путешествовать по лесам и полям, открывать неведанные ранее полезные ископаемые, знакомиться с экономикой и постигать законы...

Окружающий мир - 4 класс

Презентации «Окружающий мир 4 класс» приобщают современного ребенка, который живет в тесном соседстве с компьютером, к миру электронной культуры. Учителю становится проще объяснять темы уроков, так как он делает это на языке, понятном поколению сегодняшних учеников. Используя электронные разработки, можно формировать базовые компетенции учащихся, повышать их мотивацию к учению в...


Презентация Творчество Юрия Владимирова Презентация сначала знакомит ребят второго класса с творчеством и биографией Владимирова, который является автором стихотворения «Чудаки». Этот детский поэт. как и его творчество, известен не...Презентация Чуковский Федорино горе Презентация будет использоваться во 2 классе при знакомстве с творчеством Корнея Чуковского. На этом же уроке чтения учащиеся познакомятся и с его сказкой «Федорино горе»,...Презентация Николай Носов Живая шляпа Презентация к уроку во 2 классе по ФГОС по рассказу Николая Носова «Живая шляпа» содержит материал о творчестве автора, о его жизни, о произведениях, написанных... Автор проекта: учитель 2 класса А, Яковлева Алина Валерьевна

Название проекта: Животные

Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс

Продолжительность проекта: 5 дней

Тип проекта: информационный, групповой

Цель проекта: создание альбома "Знакомые – незнакомцы", составление памятки "Если ты пришёл в гости к животным…".

Задачи проекта: (деятельность учителя):

    Актуализировать и систематизировать знания обучающихся о животных; создать условия для выявления обучающимися общих признаков животных и выделения среди них главного, существенных признаков; подвести обучающихся к определению групп животных.

    С оздать условия для развития навыков работы в микрогруппах, формирования гибкости межличностных отношений проекта.

    Подвести к пониманию роли самооценки обучающимися своей деятельности и степени участия в проекте. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Цель и ожидаемый результат: систематизировать знания о животных как представителей живой природы, актуализировать умение классифицировать представителей животных по группам.

Краткая аннотация проекта:

    Данный проект предназначен для формирования представлений обучающихся о животных как природном сообществе.

    Проект ориентирован на младших школьников. В ходе работы у учащихся начальных классов формируется понятие о разнообразии животных, их жизни, приспособленности к условиям окружающей среды. В процессе поисков ответов на проблемные и учебные вопросы ученики осваивают методы исследования жизни животных, учатся классифицировать, прогнозировать, охранять животный мир. Ученики используют знания из смежных дисциплин, межпредметные связи, ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете. В ходе реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользуются электронными медиа-ресурсами, литературой и экскурсией в Иркутский краеведческий природный музей.

    Проект предназначен для учащихся 2 классов, изучающих систематический курс окружающего мира. В ходе выполнения проекта учащиеся совершат экскурсию в Центральный парк «Зоогалерею», создадут творческие копилки, напишут исследовательские работы, оформят альбом "Знакомые – незнакомцы", составят памятку "Если ты пришёл в гости к животным…".

    Проект выполняется в урочное время.

Планируемые результаты обучения:

    В соответствие с Примерной программой по курсу окружающий мир начального (общего) образования, являющейся компонентом государственных образовательных стандартов, по окончании работы над проектом обучающиеся должны достичь следующих результатов:

Личностные результаты

Обучающиеся смогут:

Приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи;

Повысить интерес к науке, выражая его через осознанное желание учиться и стремление принести пользу обществу.

У учащихся будут сформированы: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, способность к самооценке, чувство прекрасного, знания основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к занятиям по теме «Животные родного края».

Метапредметные результаты

Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и возможностей человеческого разума;

Способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;

Умение структурировать найденную информацию;

Проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;

Навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.

    регулятивные

Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам, адекватно воспринимать оценку учителя и оценивать совместно с учителем или товарищами результат своих действий. Младший школьник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

    познавательные

Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации в учебниках и дополнительной литературе, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, осуществлять анализ объектов живой природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи в природе взаимосвязи групп животных, производить сравнение и классификацию по заданным критериям. Они получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, строить логические рассуждения.

    коммуникативные

Школьники научатся принимать участие в работе группами, задавать вопросы, допускать существование различных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания, использовать в общении правила вежливости. Они получат возможность научиться продуктивно разрешать конфликты, точно и полно передавать необходимую информацию партнёру, осуществлять взаимоконтроль и оказывать взаимопомощь.

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

Название и характеризующие признаки каждой группы животных;

Иметь представление о месте обитания, питания, размножении, о влиянии человека на животный мир;

Отражение отношений человека к животным в произведениях устного народного творчества

Вопросы, направляющие проект:

    Основополагающий вопрос

    Проблемные вопросы

2.Как отразилась жизнь животных в литературе?

3.Зачем охранять животных?

    Учебные вопросы

1. Кто такие животные?

9. Какую помощь ты можешь оказать по охране животных?

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся: стартовая презентация «Животные»

Пример продукта проектной деятельности учащихся: альбом "Знакомые – незнакомцы", составят памятку "Если ты пришёл в гости к животным…".

До начала проекта

Во время проекта

Итоговое оценивание

Формирующее оценивание

Памятка обучающемуся

Оценивание наблюдения группы

Оцениваниеученической деятельности

Итоговое оценивание

Лист итоговой оценки

Лист самооценки

загадки о животных

творческие задания (ребусы)

интересные факты

стихи, скороговорки, поговорки, пословицы о животных

театральная постановка.

Источники:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс. Учебник. Части 1 и 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. Методическое пособие для учителя.Федотова О.Н.,

3.Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс. Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ. Части 1 и 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

5.Рисунки, поделки детей на тему «В мире животных».

6.Раздаточный материал в папках.

7.Презентация «Животные».Мультимедийный учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс».

8.Выставка книг о животных.

9.Карточки с названиями групп животных и отличительными признаками.

Пример продукта деятельности учащихся:

Результат исследования групп «Животные» - альбом

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию:

Лист самооценки групп в ходе работы

Консультирование

Лист учёта готовности отчётных материалов

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности: ФГОС

Полезные ресурсы:

Красная книга онлайн

Животный мир России

Охрана животных России, Иркутской области

Детская энциклопедия о животных онлайн (ссылки на стр.149 Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс. Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.)

М.М.Пришвин

1 день : I этап - мотивационный

Создание проблемной ситуации, постановка триады вопросов, групповое обсуждение возникших вопросов, распределение учащихся по группам, поиск информации.

Учитель : заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

Ученики : обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы.

    Вступительная беседа «Что такое проект?».

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план и продукт: альбом.

    Формирующее оценивание (индивидуальный лист оценивания) см. Приложение 1.

    Ребята, вы сегодня не просто ученики, а исследователи – зоологи.

Вы знаете, кто такие зоологи: орнитологи?, ихтиологи?,

(Сначала высказывают дети своё мнение, затем зачитывают определение из словаря (толковый словарь русского языка С.Н.Ожегов)

Зоолог – специалист по зоологии. Зоология – наука о животном мире. Значит, зоологи - учёные, изучающие животных.

Орнитологи - специалист, изучающий птиц, их распространение.

Ихтиолог – специалист, изучающий рыб.

Сегодня у нас с вами очень серьёзная работа. Мы начинаем проектную неделю по предмету – окружающий мир. И тема нашего проекта «Животные» (учебник с.5 - 41, хрестоматия с. 69 – 123, тетрадь с. 2 - 33)

А девизом сегодняшнего урока будут слова : «Вместе не трудно, вместе не тесно,

вместе легко и всегда интересно!»

    Постановка учебной задачи, проблемных вопросов.

1. - Какие животные обитают на Земле? (фиксировать ответы детей на доске).

- Можно ли данных животных разделить на группы? (нарисовать? знак)

- По каким признакам животных можно разделить на группы?

- У нас возникла проблемная ситуация, которую мы сегодня должны будем решить с помощью вашей групповой исследовательской деятельности (называют разных животных – голосуют, распределяются по группам).

2. Дети оформляют титульные листы в папках по группам.

3. Показ презентации, «Какие бывают животные?

Продуктом нашей проектной недели будет альбом, который мы создадим вместе, работая в группах.

4. Работа над планом проекта.

Сейчас мы составим план работы над проектом «Животные» (Предлагается детям непоследовательный алгоритм плана работы, который требует упорядочивания) – 3 мин.

5. Работа с памятками.

    А теперь мы наш класс разделим на группы, где необходимо выбрать руководителя (организатора) и разработаем правила совместной работы.

Заполнение детьми памятки по правилам работы в группе и совместное обсуждение правил, выбор организатора.

Вы внимательно читаете задания, обсуждаете варианты слов, необходимых для вставки в предложения (обсуждение и чтение единого варианта для всех)

    Только что мы обсудили правила работы в микрогруппе, а теперь вам предлагаю все важные слова собрать в замечательное стихотворение!

«Как работать в группе» (открываем и читаем вместе)

    Чтобы не мешать, участникам индивидуальных групп проекта работать, предлагаю вам зашифровать слова общения с другой группой или учителем в виде картинки. Для этого придумайте условные знаки и зарисуйте их на черновиках и после обсуждения вместе выберем единую символику, зарисуйте принятые знаки в таблицу и разрежьте, соблюдая ТБ.

прошу тишины

спасите

запутались

просим помощи

эврика

Молодцы, они нам пригодятся в последующей работе.

II этап - Планирование деятельности по выполнению проекта

- В течение нашей проектной недели мы ответим на следующие вопросы:

Основополагающий вопрос

Зачем животные нужны на планете?

Проблемные вопросы

1.Какое животное самое нужное на Земле?

2.Как отразилась тема о жизн и животных в литературе?

3.Зачем охранять животных?

Выбор микротемы для каждой группы, обоснование (почему? и аргументация) выйти к доске руководителю групп – по очереди, высказать своё мнение и запомнить основные признаки животных вашей группы.

Какие вопросы вы предлагаете для изучения микротемы?

Учебные вопросы

1. Кто такие животные?

2. Какие группы животных существуют?

3. Какова взаимосвязь человека и животного?

4. В каких жанрах устного народного творчества описана жизнь животных?

5. Каким животным грозит опасность?

6. Какие животные нашего района находятся под охраной?

7. Какие документы по охране животных существуют?

8. Какие правила друзей природы можете сформулировать?

9. Какую помощь ты можешь оказать по охране животных

3. Планирование проектной деятельности

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме? (источники)

    спросить у другого человека

    получить информацию из книг

    понаблюдать

    посмотреть по телевизору

    обсудить в группе

    подвести итоги

    оформить результаты

    представить результаты выполненных проектов в виде материального продукта (план, доклад,рисунок - альбом);

Желаем удачи!

4 . Вывод(выявление имеющихся знаний и представлений по теме проекта):

Итак, давайте назовём отличительные признаки каждой группы от других групп животных? (У насекомых – 6 ног, у рыб – есть плавники и тело покрыто чешуёй, у птиц – 2 крыла и 2 ноги, тело покрыто перьями, у зверей – 4 ноги, тело покрыто шерстью)

С какой проблемой сейчас столкнулись? (мало информации, хотим узнать больше). Удалось ли нам её решить? (нет). Продолжим работу на следующих занятиях.

Животных очень много на Земле.Наша задача – разделить животных на группы, знать отличительные признаки этих групп.

5. Домашнее задание к 2 дню :

Принести учебник, хрестоматию, тетрадь и дополнительный материал (иллюстрации, сообщения о представителях животных) по выбранной теме по данному плану:

Обмен информацией

Анализ объектов

Решение проблемной ситуации

6. Диагностика

(день 1)

    Рефлексия день 1

- Желаю вам удачи в исследовательской деятельности!

2 день: III этап Информационно – операционный

Основной этап . Реализация проекта.

Практическая работа.

Учебные задачи 2 дня

    Определение проблемы и задач исследования.

    Выдвижение гипотез и способов решения.

    Работа по сбору информации.

    Беседа с детьми (3 мин):

Работая над проектом, вы научитесь работать с научной литературой; составлять композиционную работу; проводить исследования;

кратко излагать свои мысли письменно и устно.

Результаты ваших исследований, а также интересные факты из жизни диких и домашних животных, рисунки, мини-сочинения, кроссворды, загадки, ребусы, стихи вы разместите на страницах папки-копилки «Это интересно», которую мы сделаем на уроках трудового обучения.

- Какими способами и средствами мы реализовывать проект?

- Достаточен ли объем приобретенных знаний для защиты проекта?

- Нам необходимо:

    продолжать собирать материал;

    изготовить изделия проекта по группам;

    составить план защиты проекта;

    распределить роли участников для защиты.

Учитель:

    наблюдает за ходом выполнения проекта;

    координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;

    поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;

    участвует в заседаниях групп;

    оказывает содействие процессу творчества учащихся;

    сам является источником информации.

    Практическая работа(15 мин).

Самостоятельная, исследовательская, поисковая работа. Учащиеся собирают информацию по теме проблемного вопроса, обсуждают собранную информацию в группах, разрабатывают инструментарий исследования.

1. - Для определения направлений дальнейшей работы предлагаю заполнить таблицу «Отличительные признаки животных конкретной группы»,используя источники.

2. Выступление групп по заполненной таблице (12 мин).

3.Анализ работы каждой группы по заданному плану (6 мин).

Параметры оценки работы с таблицей:

1. Все ли отличительные признаки учтены?

2. Есть ли ответы на дополнительные вопросы в таблице?

3. Какие направления вы определили для дальнейшей работы?

3. Итог.

А сегодня, с какой проблемой мы столкнулись? (недостаточно информации, хотим ещё больше узнать). Удалось ли нам её решить? (нет). Продолжим работу на следующих занятиях.

4. Диагностика 2 дня

    Заполнение листов самооценки ученика во время проекта

(день 2)

    Рефлексия день 2

- Работа идет полным ходом, вы успешно справляетесь с заданиями, соблюдая правила совместной деятельности.

5.Домашнее задание к 3 дню:

Принести подобранные материалы (иллюстрации, стихи, загадки, мини-сочинения, пословицы, поговорки) для систематизации данных, необходимых для раскрытия темы проекта.

Спасибо за работу!

3 день: III этап Информационно – операционный

Основной этап . Реализация проекта.

Практическая работа. Отбор и анализ поиска информации по теме группы, фиксирование и иллюстрирование результатов

1 . Практическая работа. Отбор и анализ поиска информации по теме группы, фиксирование и иллюстрирование результатов.

А теперь переходим к следующему этапу нашего проекта.

    Составляем доклады, подборки иллюстраций, интересных фактов.

    Готовим устные сообщения согласно представленному плану, на подготовку дается 10 минут.

План

Птицы:

Насекомые:

Отличительные признаки и их представители;

Место обитания, способ питания и размножение;

Взаимосвязь человека и зверей;

Рыбы:

Отличительные признаки и их представители;

Место обитания, способ питания и размножение;

Взаимосвязь человека и зверей;

Земноводные:

Отличительные признаки и их представители;

Место обитания, способ питания и размножение;

Взаимосвязь человека и зверей;

Пресмыкающиеся:

Отличительные признаки и их представители;

Место обитания, способ питания и размножение;

Взаимосвязь человека и зверей;

    Придумать четверостишие, сказку, скороговорку про представителей вашей группы.

3. Анализ работы каждой группы по заданному плану.

    Выступление группы по теме проекта интересная, доступная.

    Тема выступления понятна и раскрыта полностью.

    Группа готова,не готова к защите по теме проекта.

    Дополнительное задание (синтез)-применение знаний в новой ситуации.

4. Итог.

Благодарю за творческие работы, которые порадовали нас.

    Диагностика 3 дня

    Заполнение листов самооценки ученика во время проекта

(день 3)

    Рефлексия день 3

- Желаю вам удачи, вам удалось сделать ещё шаг в подготовке защиты проекта!

    Домашнее задание к 4 дню :

Продумайте форму защиты представления (презентации) информационно-иллюстрированной работы по вашей теме (А4), которая будет составной частью нашего продукта – альбома.

4 день: IV этап рефлексивно-оценочный

Самооценка и рефлексия. Рефлексия деятельности.

Ученики:

    представляют проекты на экспертизу;

    защищают проект;

    участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;

    оценивают достижение поставленных целей;

    осуществляют устную или письменную самооценку;

    исправляют или дополняют содержание проекта;

    рефлексируют;

Учитель:

Выступает участником коллективной оценочной деятельности;переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания.

    Вступительное слово учителя

- Участники проекта, за эти 4 дня каждый из вас был зоологом – исследователем. Проанализируйте свою работу и подумайте, что у вас получилось и что не получилось? А ещё как бы вы могли себя назвать:

Лучший зоолог

Помощник лучшего зоолога

Сегодня вы представляете свои материалы, наработки для экспертного обсуждения по плану «Оценка защиты темы проекта группой». Вы слушаете выступление группы, заполняя таблицу. (Заполнение, сравнение результатов)

2. Фронтальный опрос

    Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?

    Расскажите (расскажи), что у вас получилось?

    Каково назначение вашего (твоего) проектного изделия?

    Что вам удалось выполнить сразу и почему?

    Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможешь (сможете ли вы) ли ты назвать причину?

    Оцени качество выполнения и оформления проекта.

    Что особенно понравилось в работе над проектом?

    Расскажи о своей роли в проекте.

    Доволен ли результатом своей работы?

    Чему ты научился во время участия в данном проекте?

3. Диагностика 4 дня

    Заполнение листов самооценки ученика во время проекта

(день 4) . Рефлексия день 4

4. Домашнее задание к 5 дню :

Продумайте характеристику вашего участия, работу вашей группы и класса в целом в проекте «Животные»

5 день: IV этап рефлексивно-оценочный

Самооценка участия в проекте и рефлексия деятельности.

- Сегодня мы подводим итоги проектной недели. Мы обсудим ход работы, степень вашего участия, работу вашей группы и класса в целом в проекте «Животные». Подумайте, что бы вы посоветовали участникам проекта, кому вы хотите представить продукт нашего проекта? (родителям, ученикам начальной школы, воспитанникам ДС)

    - Разыграйте диалог между представителями групп, который бы мог произойти при их встрече в природе.

    - Придумайте четверостишие, сказку, скороговорку про представителей вашей группы.

    Диагностика 5 дня

    Заполнение листа оценки групп в конце проекта, итоговую рефлексию «Продолжи предложение» (день 5)

    Рефлексия день 5

Итог:

- Посмотрите на продукт нашего проекта. Какие яркие, познавательные, содержательные материалы смогли найти наши исследователи! Сколько интересных фактов вы обнаружили в дополнительных источниках!

- Всем большое спасибо, вы молодцы!

Если каждый из нас, каждый человек на Земле подарит частицу своего тепла, заботы и доброты нашей природе, то наш дом – планета Земля всегда будет прекрасен!!!

Сводная ведомость учета

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ГРУППЫ

ЖИВОТНЫХ

ВИД

РАБОТЫ

птицы

рыбы

насекомые

звери

пресмыкающиеся

земноводные

+

-

(формирующее оценивание)

Индивидуальный лист оценивания

(итоговое оценивание)

Составление памяток по правилам работы в группе

Символика работы в группе

Лист самооценки во время проекта

Личностная рефлексия участия в проекте

Оценка защиты тем проекта

Лист оценки работы группы

Оценка метапредметных результатов
в процессе решения проектных задач

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это один из основных инструментов, который позволяет оценить сформированностьметапредметных компетентностей у учащихся начальной школы, а также проявить целый комплекс индивидуальных особенностей младших школьников: учебно-познавательный интерес, учебную мотивацию, учебную самостоятельность и самооценку, социальные отношения и т.д.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

24

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Работа с информацией

справочный материал

инструкция

тексты заданий

умение обращаться к разным источникам информации, делать запрос на поиск

обработка информации, формулирование выводов

умение выделять существенную информацию, «зашумлённую» несущественной

удержание нескольких условий в рамках одной задачи

составление «похожих» заданий

Знаково-символическая грамотность понимание информации, сообщаемой в различных формах (текст, таблица и т.п.);

использование различных форм при создании собственного «продукта»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

организация работы: распределение ролей и заданий между участниками в соответствии с общей структурой задачи;

взаимодействие: помощь друг другу по запросу; умение договариваться, аргументировать свою точку зрения; выслушивать мнения других участников

Этапы работы над проектом:

    Обсуждение вопросов.

    Поиск и изучение

материалов.

    Оформление результатов в идее альбома.

    Представление и защита результатов.

    Обсуждение проекта в целом.

птицы

отличительные признаки и их представители

Число ног

Покров тела

Места обитания

Места обитания

Способ питания

Размножение

Способпередвижения

В заимосвязь с человек ом

Пресмыкающиеся:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какую помощь ты можешь оказать по охране животных?

К

4день : Самооценка и рефлексия. Рефлексия деятельности.

- За эти 4 дня каждый из вас был зоологом – исследователем. Проанализируйте свою работу и подумайте, что у вас получилось и что не получилось и как поступить иначе? А ещё как бы вы могли себя назвать:

- лучший зоолог

- помощник лучшего зоолога

- начинающий зоолог (самоанализ работы)

Итог

- Все большое спасибо, вы молодцы!

Опираясь на свои знания, заполните таблицу

Группа -

Отличительные признаки и

их представители

Число ног

Покров тела

Места обитания

Способ питания

Размножение

Способпередвижения

Какое из отличий не указано?

Как защищаются животные от опасности?

В заимосвязь с человек ом

Какие животные нашей области находятся под охраной?

ПАМЯТКА «Как работать в группе»

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет.

Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры.

Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг

Запомни и соблюдай простые правила:

    Уважай своего товарища.

    Умей каждого выслушать.

    Не согласен – предлагай!

А теперь вставьте в предложениях пропущенные слова

1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют… Ещё их называют: «дети воздуха». У них две ноги и два крыла.

2. Это водные животные, их тело покрыто чешуей в виде колечек, есть плавники.

3. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. У них четыре ноги.

4. У этих животных три пары ног, а кроме двух глаз бывают ещё три маленьких – на лбу.

5. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе - … У них роговые чешуйки, четыре ноги или ноги совсем отсутствуют.

6. Лягушки и жабы относятся к особой группе - … У них голая кожа.

Кто сможет назвать все группы животных и их отличительные особенности.

5) Раскрыть взаимосвязь всех живых существ в природе.

а) Невидимые нити в природе.

Ребята, закройте глаза и представьте на минуту, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось? Голая Земля: камни, песок, ветер…
- Разве смог бы человек жить на голой, мёртвой Земле?
- А это может произойти, если нарушить природное сообщество. Ведь в каждом природном сообществе – свой, особый мир его обитателей: растений, животных, других живых организмов.

Лист самооценки ученика во время проекта

0- не принимал участие в ходе работы

1- принимал участие, но справился с заданием наполовину

2- принимал участие, но справился не полностью

3- принимал участие, справился полностью и правильно

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

1.Задание для самоанализа. Закончите предложения:

1 Мне важно знать о разнообразии животного мира, потому что……………………

2. Чтобы составить альбом по теме «Животные», нужно ………….

2. Задание для самооценки.

Закончите предложения:

Я доволен(льна ) ………………..(очень, не очень) своей работой, которую выполнил …………..…………( сам, с помощью родителей, учителя).

Оценка защиты темы проекта группы__________

отлично хорошо не плохо

Птицы

Насекомые

Земноводные

Пресмыкающиеся

Рыбы

Звери

Тема раскрыта полностью

Защита темы проекта интересная, доступная.

Группа подробно и детально отвечала на вопросы

Тема проекта понятна для восприятия

Вывод соответствует поставленной цели

Благодаря выступлению группы мы много узнали нового и интересного

Практическая работа.

Отбор и анализ поиска информации по теме группы, фиксирование и иллюстрирование результатов

Звери:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- в каких жанрах устного народного творчества описана жизнь животных?

Отчеты по выполнению проекта.

Обработка данных и формулировка выводов.

К омпозиционное представление продукта каждой микрогруппы.

Отчет групп о проделанной работе:

1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

2. Что вы предприняли для выполнения задания.

3. Представьте результат своей работы.

4. Оцените работу своей группы.

Практическая работа.

Отбор и анализ поиска информации по теме группы, фиксирование и иллюстрирование результатов

Птицы:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какие животные нашей области находятся под охраной?

Отчеты по выполнению проекта.

Обработка данных и формулировка выводов.

К омпозиционное представление продукта каждой микрогруппы.

Отчет групп о проделанной работе:

1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

2. Что вы предприняли для выполнения задания.

3. Представьте результат своей работы.

4. Оцените работу своей группы.

Насекомые:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какие документы, законы и мероприятия по охране и защите животных существуют и выполняются детьми и взрослыми?

Рыбы:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

Земноводные:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какие правила друзей природы можете сформулировать?

Пресмыкающиеся:

-отличительные признаки и их представители;

- место обитания, способ питания и размножение;

- взаимосвязь человека и зверей;

- какую помощь ты можешь оказать по охране животных?

«Охранять природу – значит охранять Родину»

М.М.Пришвин

Проект «Животные»

время работы – 5 дней

Наш девиз :

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Группа _________________________________

Состав группы:

Организатор _________________________

    _________________________

    _________________________

    _________________________

Продолжи предложение

Индивидуальный лист оценивания

ученика _________________________

Формирующее оценивание

Итоговое оценивание

Что такое проект?

не знаю

хочу знать

знаю

не знаю

хочу знать

знаю

Можешь ли ты составить план действий и выполнить его?

не могу

хочу научиться

могу

не могу

хочу научиться

могу

Умеешь ли ты работать в группе?

распределять обязанности

слушать

обсуждать

принимать общее решение

распределять обязанности

слушать

обсуждать

принимать общее решение

Способен ли работать с информацией?

поиск

изучение

представление

поиск

обработка (отбор нужного материала)

изучение

представление

Поставь « + » около выбранного тобою слова

РЕФЛЕКСИЯ

Фамилия участника проекта _________________________________________

Продолжи предложение

    Работая в проекте, я узнал(а)…

____________________________________________________

____________________________________________________

    Работая в проекте, я научился(а)…

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

    Работая в проекте, я проявил(а) большой интерес….

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

    Работая в проекте мне было сложно…

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

В группе должен быть ______________________ обсуждения,

______________________ может высказать свою версию решения,

______________________ говорит, а ______________________ слушают,

______________________ версия обсуждается в группе.

В группе согласуется ______________________ решение,

представитель группы ______________________ согласованное решение перед классом.

После выполнения задания обсудите предложенные варианты. Выберите ответственного для прочтения правил.

Попробуйте вставить пропущенные слова в предложения:

В группе должен быть организатор обсуждения,

каждый может высказать свою версию решения,

один говорит, а остальные слушают,

каждая версия обсуждается в группе.

В группе согласуется общее решение,

представитель группы защищает с огласованное решение перед классом.

Эти правила помогут нам работать вместе? Да!!!

Открытый урок-проект по теме «Земля - наш общий дом»

Учитель начальных классов, первая квалификационная категории, Тульская область, п. Заокский, Заокская ХСОШ

Назначение материалов

Урок-проект по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Урок предназначен для учащихся 3-го класса.

Тип занятия : Урок-проект.

Тема урока: «Земля - наш общий дом»

Класс : 3

Форма проведения : Презентация проекта.

Цель занятия:

Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.

Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, клетка, подарки, письма, плакаты.

Методическая литература : Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная деятельность младших школьников; Н. А. Рыжова «Напиши письмо сове» (экологический проект); М. К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2000год.

Паспорт проекта:

◆ Название - «Наш общий дом природа»;

◆ Мероприятие, в рамках которого проводится работа - урок закрепления в разделе «Земля наш общий дом»

◆ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта - окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский язык, музыка.

◆ Участники - ученики 3 класса

◆ Проблема - Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружа-ющую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?

◆ Цель проекта:

Образовательная:

Изучение условий жизни на Земле;

Изучение экологической проблемы Земли;

Развивающая:

Развитие аналитического, абстрактного мышления;

Развитие умений применять знания на практике;

Развитие познавательной поисковой деятельности;

Развитие умений учебного труда;

Развитие воли и самостоятельности.

Формирование познавательной и исследовательской деятельности;

Формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);

Формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию, умение выдвигать гипотезы);

Формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);

Формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

Формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).

Воспитательная:

Воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,

Воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;

Воспитание дисциплинированности;

Воспитание умений работать в группе, в коллектив;

Воспитание эстетических взглядов

Воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.

Задачи : формировать представление учащихся об экологической грамотности.

Развитие умения находить нужную информацию по данной теме;

Воспитание гуманности.

◆ Вопросы

Узнать, собрать и изучить материал на тему: «Условия жизни на Земле»

Как эта тема волнует людей;

Как ученики могут помочь своей малой Родине?

Нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».

Написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»

Выучить песню «Птичка»

Участвовать в экологическом проекте «Напиши письмо любимому животному»

Участие в проведении опытов, выдвигая гипотезы, и делая выводы;

На уроках технологии изготовить конверты для писем животным и почтовый ящик;

Участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.

◆ По доминирующей деятельности учащихся - информационно-исследовательский;

◆ По характеру контактов - внутриклассный, групповой.

◆ Учебный проект с точки зрения учителя - средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.

◆ Учебный проект с точки зрения ученика - возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

Метод учебного проекта характеризуется как:

Деятельностный подход к обучению;

Личностно ориентированный;

Построен на методах проблемного обучения;

Обучение групповой деятельности;

Развитие самовыражения учащихся;

Формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической сферах;

Воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность, творчество.

◆ По продолжительности - долгосрочный.

◆ Форма продукта - книжки-самоделки по темам исследования, оформление стенда «Наш общий дом- природа»

Ход урока:

I Введение. Постановка целей и задач урока.

Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется ……

(Земля наш общий дом).

И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте «Наш общий дом - природа».

II Утверждение тематики проекта.

Кто прочитает тему нашего урока? (запись на доске)

Почему именно так называется наш заключитель-ный урок? (подумайте и на этот вопрос вы мне ответите в конце урока). Сегодня мы работаем по такому плану. (план на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В вашем понимании, что такое дом? (где приятно, безопасно, уютно).

Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитате-ли водных просторов имеют дом? (Да)

Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

Значит их дом можно назвать одним словом (природа)

Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).

И вот об этом как раз наш рассказ - песня (инсценирование) «Песня о птичке».

Какой вывод мы можем сделать? (нельзя ради забавы брать животных).

Проект по окружающему мируКнига «Разнообразие природы родного края» МКОУ «Васильевская СШ» Тихонова Татьяна Петровна

Горный Крым

О, Горный Крым - созданье Бога! Чудес таишь ты очень много, Соединив стихии все, Их показал во всей красе. Высоких гор зубцы крутые, Просторов моря широту, И храм Христа на Красной горке Дал воплощённую мечту. И монастырь, в скале отвесной, Что поражает ум и глаз. За нас там молятся монахи И каждый день, и каждый час. На пике гор ты понимаешь, Снимая гордости венец, Хоть и вершины покоряешь, Но ты - песчинка, Он - Творец!

Татьяна Толченова

Крымская природа – удивительно поразительна,

чрезвычайно интересна и богата.

Крымские пейзажи столь многообразны,

что здесь можно найти сходство с многими уголками земного шара. К тому же, все они расположены на очень маленьком пространстве нашего полуострова, что необычно само по себе, а таких мест в мире единицы.

А, главное, это очень удобно для осмотра и ознакомления тем, кто любит путешествовать по природе

вместе с экскурсиями.

Природа Крыма, не только красива, но и ещё полна тайн и загадок.

Например, крымские горы не дают покоя учёным, которые до сих пор спорят, как и когда они образовались. До сегодняшнего дня открываются новые пещеры и прокладываются тропы там,

где ещё не ступала нога туриста. В общем, крымская природа

вполне заслуживает пристального взгляда.

Много давних легенд сложено о горе Демерджи (Кузнец),

что возвышается над Алуштой.

Сама природа позаботилась о том, чтобы изваять в камне персонажи этих легенд и разместить их в долине на склоне горы.

Есть уголки Крыма, которые не спешат открыть нам свои тайны.

До поры - до времени они хоронятся от назойливого любопытства человека. И надо проявить к их прошлому уважение, а к настоящему - внимание, чтобы пред вами предстало Чудо! Таким загадочным творением природы представляется нам гора Ильяс-Кая.

Совершенно не напрягаясь,

не заметно, гуляя по живописной лесной тропе,

вы подымитесь на высоту 700 м. н. у. м. Тропа проходит через загадочные скалы, похожие на торчащие из земли двадцатиметровые зубы или пальцы - крымский Стоундхендж.

Мимо остатков, разрушенного временем, древнего храма св. Ильи, тропа выведет вас на «крышу мира», с которой открывается удивительный вид на бухту Ласпи и мыс Айя.

Кара-Даг - одно из чудес и откровений Крыма. Неожиданно возникает

это каменное диво среди покатых, оголённых холмов, выжженных солнцем, притягивает, манит к ceбe, словно мираж, и чем ближе подходишь к этому каменному царству, тем грандиознее его стены и башни.

Карадагский природный заповедник – единственный в Европе древнейший вулканический массив юрского периода, возрастом 150-160 млн. лет.

Вид, открывающийся на синеватую стену его хребтов и вершин, захватывает дух от ощущения грандиозности, стихийной непомерной силы и строгой, почти архитектурной гармонии его силуэта. Карадаг – это также огромная кладовая самых разнообразных минералов. Всего в недрах скрыты многоцветные агаты, горный хрусталь, лимонный цитрин, светло-фиолетовый аметист, сердолик, агат, яшма, трасс, опал, всего свыше 100 минералов.

Название горы Чатыр-Даг (Чатырдаг) переводится с тюркского «Шатер-гора». Чатыр-Даг впервые был упомянут в «Географии» Страбона 2 тысячи лет назад. В ясную погоду он хорошо виден на десятки километров и с моря, и со степи, поэтому с древнейших времен служил главным географическим ориентиром Тавриды.

На нижнем плато горы Чатыр - Даг, в 32 км от Симферополя

в 1987 году была случайно обнаружена пещера "Мраморная".

Вскоре она была оборудована для посещения и вошла в пятерку самых красивых пещер Европы, став экскурсионным объектом № 1.

Мне компас не нужен, чтоб встретиться с летом. Все стороны Крыма откроют секреты. Нам старые камни поведают мифы, Как жили здесь тавры и правили скифы. Все тайны – от Дороса до Феодоро… Начнем с Херсонеса, закончим Боспором. И снова на юг, где Аллаха клинок Твердыню земную сурово рассек – К Большому каньону с волшебной водой, Умоешься – станешь навек молодой. Теперь же вперед! Тебя ждет Чатыр-Даг В глубинах пещер вечный холод и мрак. Здесь скрыта от мира людей красота, Что тысячи лет создавала вода. А дальше – до неба достать поспеши! Взойди на таинственную Демерджи (Когда-то она звалась дымной горой), Вокруг посмотри, насладись высотой. Ах, если бы птицей весь Крым облететь… Но времени мало, всего не успеть. А значит, опять я вернусь, чтобы где-то В горах снова праздновать Крымское лето.

error: