Велопрокат как бизнес – мой опыт. Свой-бизнес: как открыть прокат велосипедов

* В расчетах используются средние данные по России

Казалось бы, времена, когда люди охотно брали дорогостоящую технику и оборудование в прокат, давно прошли. Тем не менее, возможности для заработка на подобных услугах существуют до сих пор. Главное, выбрать нужную нишу. Например, большое количество людей увлекается ездой на велосипедах, но далеко не все они готовы по тем или иным причинам приобретать двухколесное средство передвижения. Хороший велосипед стоит недешево – от 10000 до 20000 рублей. Для его хранения требуется много места, найти которое в небольшой квартире достаточно сложно, тем более, в холодное время года.

Увеличение продаж без вложений!

«1000 идей» - 1000 способов отстроиться от конкурентов и сделать уникальным любой бизнес. Профессиональный набор для разработки идей бизнеса. Трендовый продукт 2019.

Велосипедный сезон начинается с апреля-мая и продолжается до сентября-октября. То есть 4-5 месяцев в году ваш велосипед должен храниться в соответствующих условиях (неутепленный балкон для этого не подходит). Поэтому многие любители велосипедной езды в крупных и небольших городах предпочитают аренду велосипедов: это намного проще, удобнее и выгоднее.

При выборе велосипедов для вашего пункта проката руководствуйтесь правилом: «больше не значит лучше». Для небольшого города вполне достаточно будет 10-15 велосипедов. Для города с населением около миллиона человек на первое время хватит 15-20 велосипедов. При высоком спросе вы всегда успеете докупить необходимое количество велосипедов. Отдавайте предпочтение только качественным и относительно дорогим моделям. Экономия от покупки дешевых велосипедов за 3-5 тысяч рублей мнимая, так как они быстро выходят из строя. Стоимость хорошего велосипеда для взрослых начинается от 10 тысяч рублей, а для детей – от 3 тысяч рублей.

Ассортимент должен включать в себя велосипеды исключительно для катания по пересеченной местности (кросс-кантри) с рамой 18 и 20 дюймов (эти рамы подходят для людей среднего роста), велосипеды с задним амортизатором, велосипеды для дерта и стрита, детские и женские велосипеды. На первое время количество велосипедов каждого вида может быть не более двух. Покупать снаряжение лучше всего зимой – вне сезона производители и оптовики делают на них большие скидки. Имейте в виду, что если вы захотите в конце сезона продать свои велосипеды, много за них выручить не получится: после активного использования и многочисленных поломок они значительно потеряют в цене.

Большинство людей берут велосипеды в прокат на один, два или три часа. Реже арендуют велосипед на целый день. И совсем изредка берут в прокат велосипеды на пару дней и больше (например, для велопоходов). Кроме самих велосипедов, можно также сдавать в аренду аксессуары для велопрогулок, перчатки, шлемы, насосы, детские сидения и пр.

Помимо расходов на покупку велосипедов, средств защиты, аксессуаров, учитывайте затраты на аренду помещения для пункта проката. Оно должно быть достаточно большим по площади, так как здесь будут храниться сами велосипеды, необходимое снаряжение, оборудование, инструменты для ремонта. Кстати, техническое обслуживание – еще одна существенная статья расходов. Велосипеды, сдаваемые в прокат, часто выходят из строя. Наиболее частые поломки – проколы покрышек, сломанные переключатели скоростей и даже рамы. Как правило, стоимость запчастей на смену вышедшей из строя детали оплачивает клиент. Однако ремонт вы будете проводить самостоятельно. Если вы не обладаете необходимыми знаниями и умениями, вам придется нанять на работу механика. Не бойтесь, что он будет сидеть без работы: практически каждый возвращенный велосипед нужно будет приводить в порядок.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другая серьезная проблема пунктов проката – воровство. Как правило, с клиентом заключается договор, куда вписываются данные из его паспорта. Некоторые владельцы фирм по прокату даже берут в залог водительские удостоверения. Однако мошенники нередко предъявляют украденные или поддельные документы. И найти их потом практически невозможно. Эти риски также необходимо учитывать. Возможные потери частично компенсирует залог. Но он не равен полной стоимости велосипеда. В лучшем случае, это лишь треть изначальной цены (например, залог в размере 3 тысячи рублей за велосипед стоимостью 10-12 тысяч рублей). Кроме того, клиенты всегда предпочтут взять велосипед в прокат там, где не требуется вносить залог.

Воровать могут не только клиенты, но и работники вашего пункта проката. Недобросовестные сотрудники сдают велосипеды «неофициально», забирая все деньги себе. Поэтому если вы не уверены в персонале, лучший вариант защиты от мошенничества – работать самому.

За один сезон можно не только вернуть все вложенные в бизнес деньги, но и получить хорошую прибыль. Сроки окупаемости бизнеса по прокату велосипедов и размер прибыли зависят от двух основных факторов: погоды и места расположения вашего пункта проката. В жару велосипеды не пользуются большим спросом. Правда, повлиять на погодный фактор, к сожалению, невозможно. В отличие от места. В идеале желательно искать помещение в районе с высокой проходимостью, где есть хорошие условия для катания (например, городские парки, рощи, сады и т. д.). Проверьте, разрешается ли в этих зонах ездить на велосипедах (например, во многих парках они находятся под запретом).

Еще совсем недавно казалось, что количество людей, готовых брать напрокат дорогостоящие вещи, свелось практически к нулю. Но совершенно неожиданно на рынке появился новый тренд – прокат велосипедов, который не только смог пережить «синдром модности», но и устойчиво занял свою нишу на рынке услуг. Велопрокат сегодня является вполне достойным и перспективным видом бизнеса, рассчитанным на людей, который любят кататься, но не имеют возможности приобрести велосипед или просто не имеют нужной площади для его хранения.

Спрос на современные модели велосипедов позволяет сделать этот бизнес практически круглогодичным в южных регионах страны (с апреля по ноябрь). В крупных городах количество людей, готовых пересесть на данный вид транспорта, растет из-за автомобильных пробок и тренда на активный образ жизни.

В средней полосе, где велосезон продолжается с марта-апреля по октябрь-ноябрь, перспективы обеспечить высокую доходность велопроката также становятся все более очевидными, что обусловлено растущим спросом на аренду велосипедов как выгодного, простого и удобного в использовании транспорта.

Интегральные показатели

Цель проекта – создание пункта велопроката в городе с населением около 1 млн человек. Задачи проекта:

  • Популяризация велопрогулок.
  • Удовлетворение потребностей населения в велосипедном транспорте как наиболее удобном средстве передвижения по большим городам.
  • Организация и распространение новых форм семейного отдыха с использованием велосипедов.

Основная целевая аудитория – молодые люди в возрасте 14-35 лет, семьи с детьми, туристы и гости города.

Проект не требует больших инвестиций и характеризуется низким уровнем потенциальных рисков.

Большинство организационных и функциональных мероприятий выполняется непосредственно учредителем – индивидуальным предпринимателем.

Величина общей стоимости проекта 2 492 574 руб.
Величина ставки дисконтирования
В год В месяц
5% 0,407%
Расчетный срок выхода на точку окупаемости / с учетом дисконтирования 17 мес. / 17 мес.
Коэффициент рентабельности 8,16%
Индекс доходности 3,32
Внутренняя норма прибыли 7,40%

Анализ рынка

Проект рассчитан на создание субъекта малого бизнеса для города с населением около 1 000 000 человек, насыщенного историческими достопримечательностями, объектами культуры и отдыха. Наличие данного бизнес-объекта в таком населенном пункте является целесообразным решением с точки зрения его доходности и эффективности в достижении декларируемых целей.

Как показывает анализ, велопрокат становится все более востребованным и популярным видом бизнеса. Его доля на рынке услуг постоянно возрастает. Вместе с тем на фоне стремительного повышения интереса к велосипеду как средству передвижения, растет и интенсивность их продажи в собственность.

Однако для целого ряда групп общей целевой аудитории аренда велосипеда является более предпочтительной. К таким относятся:

  • Те, кто не хочет или не умеет обслуживать данное транспортное средство.
  • Люди с невысоким доходом, которые не могут позволить себе приобрести дорогостоящий велосипед.
  • Люди, которые используют данный вид транспорта периодически.
  • Люди, которым негде хранить велосипед.
  • Семьи с детьми, которые полагают, что на время вырастания ребенка приобретать велосипед в собственность нецелесообразно.

Как показывает статистика, в населенных пунктах с аналогичной численностью населения на протяжении всего велосезона в среднем активно работает от 18 до 25 объектов проката. Их расположение не всегда продиктовано оптимальными условиями для развития бизнеса, что существенно снижает его доходность.

Описание объекта

Проект предусматривает организацию точки проката велосипедов, расположенной в месте, где городская инфраструктура позволяет активно использовать данное транспортное средство для передвижения и отдыха.

Точка велопроката размещается в арендуемом помещении площадью 20-25 кв. метров, оборудованном фирменной стойкой, стеллажами для временного хранения велосипедов, местом работы кассира-оператора.

Вход в помещение и стойка в пункте проката велосипедов оформляются в современном стиле, обеспечивающем привлечение потенциальных клиентов и ознакомление их с оказываемыми услугами. Разработка дизайна оформления осуществляется специалистами.

Парк машин рассчитывается исходя из пропорции:

  • Универсальные велосипеды для мужчин и женщин – 60%.
  • Подростковые велосипеды – 20%.
  • Специальные дамские велосипеды – 10%.
  • Детские велосипеды – 15.

Для обслуживания клиентов приобретаются только новые машины современных моделей.

Услуги

Пункт предоставляет в качестве основной услуги прокат машин для различных категорий пользователей. Срок аренды составляет от 1 часа до нескольких суток. Договор на прокат машин оформляется непосредственно администратором, велосипед предоставляется клиенту под залог паспорта или иного документа, удостоверяющего личность арендатора. Также допустимо заключение договора аренды без залога паспорта, с представлением ксерокопии документа.

Кроме того, с клиентов взымается залоговая сумма в размере 3 тыс. рублей, которая после окончания срока аренды возвращается арендатору в полном объеме. При обнаружении технических неисправностей или повреждений машины в момент ее возврата в пункт проката, затраты на восстановление и ремонт транспортного средства возмещаются из залога. Расчет суммы возмещения производится в соответствии со стоимостью ремонта или восстановления велосипеда.

Предусматривается, что при подписании договора аренды, клиент должен ознакомиться с прайс-листом услуг по ремонту наиболее распространенных видов повреждений техники.

Устанавливается следующая стоимость услуг на прокат велосипедов:

Вид услуг Цена
Наименование услуги Базовая Средняя
Прокат взрослого и подросткового велосипеда 130 руб. за 1 час 110 руб. за 1 час
Прокат детского велосипеда, 1 час 100 руб. за 1 час 90 руб. за 1 час
Скидки
Длительность предоставления велосипеда в аренду Величина скидки
12 часов (день/ночь) 20%
24 часа (сутки) 50%

Учитывая, что свыше 80% пользователей предпочитают брать велосипеды напрокат не более чем на 3-4 часа, предоставление скидок будет иметь эпизодический характер.

Помимо велосипедов за отдельную плату арендаторам будет выдаваться полный или частичный комплект защитных атрибутов: велошлем, наколенники, наплечники и пр.

Договор аренды велосипедов предусматривает, что при нарушении сроков возврата машин без предварительного уведомления с клиента удерживается пеня в размере 10% от стоимости срока проката, приравненного к сроку просрочки (с округлением до часа).

Маркетинг

Для основной части целевой аудитории продажа услуг осуществляется в пассивном режиме. Основными ресурсами для привлечения потребителей и повышения репутационного статуса предприятия, прежде всего, являются:

  • Броский дизайн оформления помещения и стойки администратора, выполненных в урбанистическом стиле.
  • Внимательность, чуткое отношение и корректность обслуживающего персонала.

Важнейшим конкурентным преимуществом предприятия является месторасположение пункта проката велосипедов и техническое состояние выдаваемых клиентам новых моделей машин.

Поддержание в технически исправном состоянии парка велосипедов обеспечивается их регулярным обслуживанием, чисткой и мойкой.

Пункт велопроката позиционируется на рыке услуг как предприятие среднего ценового сегмента с предоставлением в аренду одного класса машин – городских прогулочных велосипедов. На начальном этапе развития бизнеса это обстоятельство следует считать преимуществом, так как оно дает возможность унифицировать ценовую политику.

Производственный план

Современные модели велосипедов являются основным средством производства услуг пункта проката. Они приобретаются оптом в количестве 30 штук по заданной номенклатуре типов машин.

Спрос на услуги велопроката имеет ярко выраженную сезонную зависимость. Пик продаж приходится на весенне-летний и ранний осенний периоды. Наиболее активно арендой велосипедов пользуются в вечернее время, в среднем на 3-4 часа.

В зимний период техника проходит техническое обслуживание, смазывается и направляется на хранение. Весной производится ее расконсервирование.

Для ремонта узлов и деталей велосипедов могут привлекаться квалифицированные специалисты соответствующего профиля. Рекомендуется пригласить такого специалиста в штат, тогда, кроме услуг по сдаче велосипедов в аренду, можно предложить услуги по мелкому обслуживанию и ремонту велосипедов, в том числе и владельцам.

Данный бизнес-план по прокату велосипедов с расчетами предусматривает следующие объемы получения выручки:

Наименование услуг Среднемесячный план реализации услуг
(количество)
Цена за единицу Панируемый объем выручки
1 Аренда взрослого велосипеда, 1 час 2 340 110 руб. 257,4 тыс. руб.
2 Аренда детского велосипеда, 1 час 360 80 руб. 28,8 тыс. руб.
Всего: 286,2 тыс. руб.

Это максимальные показатели по летнему периоду. В связи с сезонными колебаниями ожидается падение выручки в весенние и осенние месяцы на 30-70%, в зависимости от погоды. Несезонные месяцы: с декабря по март. Если регион позволяет, возможно в будущем открыть на зимние месяцы прокат снегоходов и квадроциклов. Услугой будут пользоваться охотники, рыболовы и любители активного отдыха.

Подбор персонала

Учредитель предприятия является основным администратором пункта велопроката. Бухгалтерское сопровождение проекта передается на аутсорсинг. При необходимости, для работы администратором привлекаются еще 1-2 сезонных наемных работника.

Рабочий режим – сменный (два дня через два), с 10:00 до 22:00 часов.

Расходы по персоналу:

Должность Размер оклада Количество единиц Величина ФОТ
1 Администратор велопроката 22 тыс. руб. 3 66 тыс. руб.
Всего: 66 тыс. руб.
Сумма социальных отчислений 19,8 тыс. руб.
Итого 85,8 тыс. руб.

Финансовый план

Пример данного бизнес-плана рассчитан на 5-летний срок функционирования предприятия.

Общие вложения составляют 455 тыс. рублей, в том числе 325 тыс. рублей – собственные средства предпринимателя. Недостающая сумма – банковский кредит на трехлетний срок под 18% годовых.

Основные расходные статьи проекта:

  • Приобретение велосипедов.
  • Оборудование арендуемого помещения.
  • Оплата услуг по разработке и продвижению сайта.

Переменные затраты в данном бизнес-плане отсутствуют, так как точно учесть расходы за 1 час аренды велосипеда не представляется возможным.

Амортизация рассчитывается на 5 лет линейным методом с учетом стоимости основных средств.

Расчет постоянных затрат за 1 месяц представлен в таблице:

Потенциальные риски

Наиболее очевидными потенциальными рисками для данного бизнеса являются:

  • Относительно небольшой парк велотехники, негативно сказывающийся на объеме продаж.
  • Несколько более высокий уровень цен на начальном этапе реализации проекта.
  • Высокая конкурентная среда и использование демпинга конкурентами.
  • Срыв выполнения плана продаж услуг.
  • Поломка велосипедов.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Появление аналогичных объектов бизнеса в непосредственной близости от пункта велопроката.

На основе SWOT-анализа параметров проекта общий уровень рисков оценивается как средний.

В итоге

Основными достоинствами данного проекта следует признать:

  • Незначительный уровень инвестиций.
  • Удачное место размещения пункта велопроката.
  • Новый парк современных моделей велосипедов.
  • Наличие собственного сайта для продвижения услуг в интернете.
  • Возможность обеспечить высокую лояльность потребителей за счет использования в прокате новой велотехники.
  • Возможность дальнейшего расширения предприятия.

Эти преимущества позволяют обеспечить высокую рентабельность и эффективность проекта, что наглядно подтверждается проведенными расчетами.

Расчетный срок окупаемости ожидается в течение первого сезона. В течение 2-го и 3-го сезона можно зарабатывать, по средневзвешенной оценке, около 200 тысяч рублей в сезонные месяцы. С 3-го сезона начинается постепенное обновление велопарка. В дальнейшем этот процесс будет постоянным. Ежегодно планируется закупать новые велосипеды, увеличивая парк, и выводить из оборота 30% из числа наиболее изношенных.

Выбирая бизнес с небольшими вложениями, обратите внимание на прокат велосипедов. Открыть небольшой прокатный пункт можно, имея порядка 250 тысяч рублей стартового капитала. Эта сумма подразумевает приобретение 10 велосипедов и комплекта запасных частей на первое время. Поскольку услуга весьма популярна, для полной окупаемости затрат достаточно одного сезона.

Интересно, что конкуренция не так высока, поскольку потенциальные бизнесмены полагают, будто бы прокат неактуален. Действительно, если каждый турист может позволить себе купить недорогой велосипед за 5-10 тысяч, то зачем ему обращаться в прокатный пункт? Однако практика показывает, что в большинстве случаев люди предпочитают брать велосипеды в прокат, даже если суммы покупки и аренды сопоставимы.

Причины популярности проката:

  1. Современному горожанину велосипед хранить просто негде, ведь в небольшой квартире или на балконе он занимает немало места. Да и по лестнице с ним таскаться не каждому нравится.
  2. В пункте проката всегда можно выбрать между различными моделями и даже классами велосипедов. Можно прокатиться на горном, спортивном или шоссейном велосипеде, оценить преимущества дорогих двухподвесов и сравнить качество разных производителей.
  3. Чаще всего велосипеды в прокатном пункте берут молодые пары или даже небольшие компании, которым нет смысла покупать себе велосипеды ради 1-2 поездок в сезон.
  4. Особенно популярен прокат в туристических и культурных городах, где всегда присутствует много туристов, желающих прокатиться по городу с ветерком и осмотреться. Разумеется, тащить свой велосипед им не с руки.

Вопросы организации бизнеса

Основные сложности, с которыми придется столкнуться, заключаются в поиске подходящего помещения и улаживании юридических вопросов. Необходимый минимум условий включает:

  1. Регистрацию ИП с выбором в качестве системы налогообложения ЕНВД, УСН или патент.
  2. Аренду помещения. Для небольшого прокатного пункта хватит 20 квадратных метров. Можно установить павильон или передвижной вагончик.
  3. Приобретение велосипедов. Достаточно 10-15 штук (в зависимости от ожидаемого потока). Общие затраты на приобретение - 150 тысяч и выше. Можно сэкономить, покупая велосипеды в несезонное время.
  4. Поиск и найм сотрудников. Для работы без выходных достаточно 2-х человек, с посменным или частично пересекающимся графиком.

Секреты успеха прокатного бизнеса

Чтобы бизнес оказался действительно прибыльным, следует соблюдать несколько принципов успешной организации. Несмотря на замечательную природу, в сельской местности подобная инициатива окажется заведомо провальной, равно как и в небольшой городке. Запускать прокат велосипедов имеет смысл в городах с населением от 50 тысяч. Единственное исключение – курортные посёлки, где в определенные сезоны наблюдается наплыв туристов. Располагать пункт проката следует в людных местах.

Ассортимент моделей должен охватывать максимально возможный спектр, и каждый вариант должен быть представлен как минимум двумя экземплярами. Должны иметься в наличии горные и шоссейные велосипеды, женские и детские, обязательно должен присутствовать двухподвес. Только охватив весь спектр моделей, можно угодить каждому клиенту.

Предпочтение следует отдавать только высококачественным моделей от именитых производителей. Это полезно и с точки зрения маркетинга, ведь велосипедист-любитель с большим удовольствием возьмет в прокат велосипед известной ему марки. Да и на ремонте можно изрядно сэкономить, ведь главное отличие качественных моделей – их долговечность и надёжность.

Практика показывает, что 50 дешёвых экземпляров выходят из строя быстрее, чем 15 качественных с той же суммарной стоимостью. Если стартового капитала недостаточно для приобретения необходимого ассортимента, лучше докупить потом, чем сразу склоняться в сторону бюджетных вариантов.

Подводные камни

Важно понимать, что даже самым дорогим и качественным устройствам тоже свойственно ломаться, поэтому необходимо в обязательном порядке предусмотреть балансную сумму на приобретение запчастей. Крайне желательно, чтобы прямо в пункте проката сидел мастер-ремонтник (можно заодно совместить услуги проката с услугами ремонта).

Самым болезненным камнем преткновения в любом бизнесе, связанном с прокатом, является кража арендуемых предметов. Можно, конечно же, брать в залог документы, но всегда существует вероятность, что они окажутся поддельными. Часто практикуется залоговая стоимость, сопоставимая со стоимостью арендуемого лота, но недостаток этой схемы очевиден – не каждый носит в кармане такие суммы. На самом деле, случаи воровства арендованных велосипедов крайне редки, поэтому лучше не отпугивать клиентов заоблачными суммами залогов.



Расчет прибыли

Пример расчета показан для 300-тысячного городка, при условии, что пункт проката открывается в парковой зоне. Ориентировочная стоимость проката – 150 рублей в час. В будний день у вас будет порядка 20 клиентов. В выходные количество клиентов обычно удваивается, хотя это может сильно зависеть от того, насколько обособлен район, в котором вы открыли пункт проката.

Предположив, что в месяце в среднем 5-6 неудачных дней (дождливых, например), можно сосчитать, что всего будет 500 клиентов. Среднее время проката – 1-2 часа, поэтому общая выручка за месяц составит порядка 100 тысяч рублей. Расширив спектр услуг ремонтом и торговлей запасными частями, а также сопутствующими товарами, можно дополнительно увеличить выручку в 1,5-2 раза (мы в расчетах этот вариант не учитываем).

За вычетом всех расходов (аренда помещения – 5 тысяч, зарплаты – 25-30 тысяч, амортизация – 10 тысяч, налоговые отчисления – 10 тысяч) остаётся порядка 45 тысяч рублей чистой прибыли. За полгода (ровно столько длится сезон) выручка составит 270 тысяч, что позволит полностью окупить все вложения и расширить парк велосипедов к следующему сезону.

-> Другие идеи

У нас в городском парке существует прокат электромобилей для детей, и я часто наблюдаю такую картину: едет ребенок на «машине» или «мотоцикле», рядом прогуливается кто-то из родителей. И что-то в этом знакомое, из детства. И я вспомнил как много лет тому назад мой отец водил меня в этот парк, брал мне велосипед напрокат . И это было здорово.

Понятно, что прогресс движется и сейчас на смену велосипедам пришли электромобили, но это не может быть альтернативой, потому что совершенно разные принципы получения удовольствия.

Удовольствие, получаемое ребенком от физической активности, ни с чем не сравнится. Поэтому я подумал, почему бы не организовать прокат велосипедов, тем более их теперь великое множество и возможно родители, прежде чем приобрести двухколесное средство передвижения для своего чада захотят опробовать все варианты.

Кроме велосипедов возможно выдавать напрокат самокаты, роликовые коньки, скейтборды, лыжероллеры, незаслуженно забытую русскую забаву - ходули (лично я, даже сейчас попробовал бы походить на ходулях).

Для начала будет достаточно приобрести 3-4 детских велосипеда и 4-5 пар роликовых коньков и, конечно же, защитную экипировку (шлемы, налокотники, наколенники). Обязательно разработать инструкцию по безопасности, чтобы родители знакомились под роспись. За лето затраченные средства не только окупятся, но и будет неплохой доход.

Идея не новая, скорее хорошо забытая с еще советских времен. На следующее лето можно будет добавить в ассортимент прокатных средств велосипеды, ролики, ходули для взрослых.

Теперь давайте посчитаем, сколько средств понадобится, чтобы открыть прокат детских велосипедов. Три детских велосипеда, примерно по 2000 рублей, два самоката по 800 рублей, три пары роликовых коньков по 900 рублей, защитная экипировка пять комплектов по 500 рублей. Итого получается 12800 рублей. Для начала прокатного бизнеса вам понадобится вложить от 12 до 15 тысяч рублей. Все эти средства должны окупиться примерно за две недели.

Далее, полученную прибыль нужно будет вкладывать в расширение ассортимента прокатного инвентаря, но это только в течении первого сезона. Все последующие сезоны нужно будет только следить за износом, время от времени ремонтировать, что-то (это очень редко) менять.

Бизнес сезонный, но прибыльный при должном подходе к делу можно зарабатывать 30- 50 тысяч рублей в месяц. Так как прокатом можно заниматься с марта по ноябрь, т.е. 6-8 месяцев, то за сезон можно зарабатывать порядка 0,4 млн. руб.

И когда поставите свой бизнес на «рельсы», то можно будет нанять человека, который будет заниматься выдачей и приемкой инвентаря, тем самым вы себе высвободите время для другого бизнеса.

Больше миллиарда велосипедов колесят по всему миру. Если в Европе велосипед считается экологичным и удобным видом личного транспорта, то в России поездка на велосипеде ассоциируется с активным видом отдыха, на который в последнее время растёт спрос как в крупных, так и малых городах страны.

Если продолжать сравнение с Европой, велокультура в России в целом находится в зачаточном состоянии, но тем не менее идея открытия велопроката активно используется в больших городах, в которых существуют уже целые сети велопрокатов, приносящие своим владельцам стабильную прибыль в тёплое время года.

Я начинал с трёх велосипедов, которые развозил по городу на заказ. Потом начала набираться команда, и мы стали работать уже более серьёзно - открывать пункты проката. Сегодня у нас уже 6 пунктов, расположенных в разных частях города, и отдельная мастерская по ремонту велосипедов.

Но открытие велопроката отлично подойдёт как бизнес-идея и для небольшого городка. Если в вашем городе нет ни одного велопроката или имеющиеся не могут удовлетворить спрос, либо вы присмотрели более выгодное место - например, рядом с парком, торговым центром, бульваром, пешеходной улицей или на набережной - велопрокат сможет стать отличным вариантом начала собственного бизнеса и при этом не потребует больших вложений.

Более того, зачастую, в малых и средних городах плохо развита инфраструктура для активного и здорового образа жизни. Поэтому вашу инициативу по открытию велопроката могут поддержать городские власти, особенно если вы имеете выход на администрацию города.


Кстати, открытие велопроката станет отличной бизнес-идеей и для курортных или туристических городов, особенно если вы сможете арендовать помещение или площадь в местах наибольшего туристического потока. К тому же именно в туристических городах можно сочетать прокат велосипедов с проведением вело-экскурсий или велопрогулок по туристическим маршрутам. Для этого вам нужно будет разработать свой тур-маршрут и подкрепить его качественным экскурсионным содержанием, а поставить проведение этих познавательно-спортивных велопрогулок на поток поможет договорённость с туристическим центром или туристическими агентствами города.

Открыть велопрокат: с чего начать?

Для того, чтобы организовать велопрокат, во-первых, необходимо закупить велосипеды. Для старта хватит 10-12 велосипедов. Покупать поддержанные велосипеды не стоит - они износятся гораздо быстрей и будут нуждаться в ремонте гораздо чаще новых. С другой стороны, приобретать профессиональные или даже полупрофессиональные горные велосипеды также не имеет смысла - большинство ваших клиентов не смогут оценить прелести переключения 30 скоростей. Поэтому стоит закупить велосипеды в ценовой категории от 12 до 15 тыс. рублей.

Владелец велопроката «Веломикс»

Для старта я закупил 10 велосипедов. Но в течение первого месяца работы пришлось приобрести ещё четыре, так как по неопытности за первый месяц у меня украли порядка 5 велосипедов. Каждый следующий месяц я докупал примерно по 3 велосипеда, так что к концу сезона у меня был велопарк из 24 велосипедов, а в следующий сезон я уже открылся с 40 велосипедами, включая детские.

Другим важным фактором для реализации бизнес-идеи велопроката является аренда помещения или площади. Конечно, дешевле обойдётся аренда уличной площади - вам нужно будет лишь купить тент или поставить бытовку. Единственная проблема будет заключаться с решением и согласованием муниципальной аренды с местными властями.

Кроме того, вариант с тентом предполагает, что вы будете хранить велосипеды в другом месте, например, в собственном гараже. В этом случае вам придётся ежедневно доставлять велотранспорт к месту проката и увозить обратно на ночь во избежание краж.

Если же у вас нет свободного и бесплатного места хранения велосипедов, придётся обратиться к аренде помещения. Однако этот вариант таит в себе некоторые минусы. Ни в коем случае нельзя размещать велопрокат во дворах или на малопроходимых улицах - вас попросту не найдут. Потратиться придётся и на вывеску - именно она будет привлекать мимопроходящих праздных жителей города. В связи с этим вывеска должна быть яркой и бросаться в глаза.

Владелец сети велопрокатов «Прокат в Ростове»

Подбирая помещение для аренды, не обязательно обращать внимание на его состояние. Это может быть и гараж или даже подсобное помещение, но к нему должен быть лёгкий подход и безопасный выезд. Лучше начинать в небольших площадей. Идеально - если вы сможете найти такую аренду, которая позволит вам занимать большие площади по мере увеличения вашего велопарка.

Также постарайтесь договориться с арендодателем об условиях аренды в «не сезон», чтобы либо не платить аренду в зимние месяцы, либо платить её в дисконтном соотношении. Главное - вы должны быть уверены, что помещение останется за вами, и вы сможете сразу начать работу с началом сезона на прежнем месте.

Минусы, о которых следует знать

Однако бизнес-идея велопроката имеет и свои минусы, о которых нужно знать заранее, чтобы подготовить себя финансово и разработать варианты предотвращения неприятных инцидентов.

Первый минус связан с сезонностью бизнеса, который приходится на тёплые месяцы года - начиная с апреля по сентябрь включительно. С наступлением первых холодов желание прокатиться с ветерком исчезает без следа. Бизнес, который летом приносил стабильных доход, приходится сворачивать либо перепрофилировать - организуя точку проката лыж, коньков и тюбингов, если месторасположение позволяет это сделать.

Другой фактор , который может испортить показатели бизнеса велопроката - это погода, непредсказуемая и непостоянная, особенно в центральной части страны. Для комфортной поездки на велосипеде не подходит ни жара, ни дождь. В случае, если такая погода будет приходиться на выходные - пики активности в бизнесе велопроката, выручка существенно снизится.

Третий минус - это необходимость в ремонте велосипедов. Активная эксплуатация велосипедов, к сожалению, приводит к их износу и поломке. Нельзя исключать и небрежное использование клиентами, которые как правило не заботятся о том, чтобы сохранить работоспособность и долговечность взятого на прокат двухколёсного друга. В этом случае вам придётся искать ремонтника, к которому вы могли бы обращаться в случае ухудшения состояния вашего велопарка, либо самому постигать науку ремонта велосипедов. С другой стороны, имея в штате профессионального ремонтника, вы сможете ввести дополнительную услугу в прайс-лист велопроката и брать на ремонт личные велосипеды горожан.

Ещё один существенный минус данного бизнеса - это мошенники и воришки.

Причём опасность краж исходит как от клиентов, так и от наёмных работников. Первые берут велосипед на прокат, оставляя в замен документы, которые им не принадлежат, или несущественный денежный залог, а после исчезают с вашим велосипедом, вторые скрывают реальную выручку за день. В первом случае, даже составление договора проката не даёт реальных гарантий возврата велосипеда - и адрес, и контактный телефон с именем, названные воришкой, могут быть поддельными. Единственный выход - внимательно проверять соответствие фотографий на документах с реальным лицом. В случае же с работниками, вам придётся продумать систему либо контроля, либо мотивации для честной работы.

На самом деле он также, как и любой другой бизнес, требует построения бизнес-модели, анализа рынка и возможностей будущего владельца велопроката. Без этого сложно сказать, насколько прибыльным окажется ваш велопрокат, потому что на рентабельность бизнеса будут влиять множество факторов.

Например, вы открыли велопрокат с 10 велосипедами. В первый сезон вы получили нормальную прибыль, отбили все вложения и т.д. Но во второй сезон - велосипеды стали ломаться, а в третий - вовсе стали нерабочими. Соответственно прибыль сначала снизилась, а после вы и вовсе стали работать в убыток.

Поэтому просто необходимо всё детально просчитывать и, естественно, формировать фонд на зиму или на ремонт, который в дальнейшем поможет вам работать без потерь и станет подушкой безопасности. В среднем для формирования нормального фонда нужно откладывать 30% от чистой прибыли.

error: