Общешкольное мероприятие ко Дню космонавтики. Сценарий

Ведущий . Здравствуйте, ребята!

Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий . Человечество с давних времен мечтало о покорении космоса, и вот сейчас мечта стала реальностью. Сегодня полеты в космос стали возможны не только для профессионально обученных людей, но и для так называемых «космических туристов».

Ведущая . Но так ли много мы знаем о космосе? Ведь чем дальше от нас что-то находится, тем таинственнее это кажется. Поэтому космическое пространство еще очень долго будет оставаться большой загадкой.

Ведущий . И все же, мы уже не живем в том мире, где думают, что Солнце движется вокруг Земли. Мы знаем, что это Земля движется вокруг Солнца. Сегодня человечество сделало огромный шаг вперед в изучении космоса. Что же мы знаем о нашей и других планетах Солнечной системы? Сначала назовите эти планеты.

Ребята отвечают.

Ведущая . Вы совершенно правы, это Земля, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Именно об этих 9 планетах Солнечной системы мы сегодня будем говорить, а также, конечно, о Солнце. Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения. Слушайте их внимательно, так как в конце вас ждет занимательная викторина.

После каждого сообщения проводится конкурс рисунков. Ребята должны изобразить планету, о которой шла речь. Рисунки должны соответствовать названию планет.

Ведущий . Безусловно, больше, чем об этой планете, мы не знаем ни о какой. Вы уже догадались, о чем пойдет речь?

Первый рассказчик. Планета, на которой мы живем, — это третья планета от Солнца. Мировой океан занимает большую часть поверхности, суша же представлена шестью материками и множеством островов. Горы занимают более четверти суши. Наивысшей точкой является вершина горы Джомолунгма. Ее высота составляет 8848 м над уровнем моря. Кроме гористой поверхности, суша также представлена пустыней, саванной, лесами и ледниками. Около 3,5 млрд лет назад зародилась жизнь на Земле.

Конкурс «Веселый инопланетянин»

Все участники конкурса получают бумагу и фломастеры. За две минуты они должны нарисовать инопланетянина, каким они его себе представляют. Победителя определяют зрители аплодисментами.

Второй рассказчик. Солнце — это звезда, а не планета, как многие до сих пор еще думают, которая удалена от нашей планеты примерно на 33000 световых лет. Основной состав Солнца — это водород, примерно 90%, и гелий, остальные же элементы присутствуют в очень незначительном количестве. В самом центре этой звезды температура достигает примерно 14 миллиардов градусов. В отличие от Земли, Солнце вращается не полностью, а частями. Каждая часть движется с разной скоростью. Быстрее всего вращается солнечный экватор. Скорость уменьшается пропорционально отдалению частей от центра. Солнце движется вокруг галактики и совершает полный оборот за 200 млн лет. Как доказывают ученые, Солнце существует около 5 млрд лет и просуществует еще столько же, пока не остынет.

Конкурс «Какое оно, солнце?»

Двое участников конкурса по очереди должны называть определения солнцу как явлению. Например, теплое, весеннее и т. д. Победителем будет назван тот участник, который назовет больше таких определений.

Третий рассказчик . Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий. Это самая маленькая планета Солнечной системы, радиус которой составляет лишь 2439 км. Поверхность Меркурия усыпана многочисленными кратерами. Самый большой кратер носит имя великого композитора Бетховена. Из-за близкой расположенности к Солнцу на поверхности Меркурия ученые выделяют две стороны — дневную и ночную. На первой стороне температура достигает более 400 градусов выше нуля, а на другой — 200 градусов ниже, то есть на дневной — постоянное пекло, а на ночной — вечные заморозки. Мы никогда не сможем увидеть Меркурий на темном небе. Чтобы увидеть эту планету, нужно дожидаться предрассветного часа.

Четвертый рассказчик . Ближе всех других планет к Земле расположена Венера. Это также вторая планета от Солнца. На поверхности Венеры расположено огромное количество кратеров, гор, но больше всего там вулканов. Это самая настоящая «вулканная планета».

Венера — одна из тех планет, которые привлекали внимание еще ученых людей древности, но, к сожалению, изучение ее началось не так давно. Все это произошло из-за того, что плотный слой облаков скрывает существование Венеры. Температура на поверхности Венеры чуть более 470 градусов выше нуля, при этом она практически постоянна. Многие ученые сравнивали эти данными с данными на поверхности Земли в каменноугольный период. Но из-за парникового эффекта, который образуется на поверхности планеты, ученые откинули мысль о том, что там может находиться вода в жидком состоянии. Отличительным признаком Венеры является ее ровный белый цвет.

Пятый рассказчик . Очень похожа на Землю планета Марс — четвертая от Солнца. Ее поверхность — это каньоны, кратеры, пустыни и вулканы. По сравнению с земными вулканы Марса — невероятные гиганты. Самый большой — вулкан Тарсис. Его высота примерно 400 км. Кроме этого, исследователями были найдены образования, которые свидетельствовали о существовании в прошлом воды. Температурные рамки на планете колеблются от 30 градусов выше нуля до 90 градусов ниже нуля. Марс можно легко увидеть невооруженным глазом — он похож на яркую звезду красноватого цвета.

Шестой рассказчик . Юпитер — это самая большая планета. Масса Юпитера превышает массу всех остальных планет в два раза. По отдаленности от Солнца эта планета занимает пятое место. Юпитер имеет газовый состав, который очень похож на солнечный. Отличительной чертой Юпитера является большое красное пятно. Это уникальный ураган, который существует уже не одно столетие, хотя 100 лет назад его размеры были в два раза меньше. Еще одной из уникальных черт планеты является максимальное количество спутников, у Юпитера их 63.

Седьмой рассказчик . Сатурн —- это шестая планета от Солнца, по размеру уступает лишь Юпитеру. Зато ни одна планета не может сравниться с Сатурном системой колец. По их мощности этой планете нет равных. Края этой системы располагаются на расстояниях 6,6 тысяч и 121 тысяч км от экватора. Многочисленные кольца Сатурна разделены щелями, крупнейшая из которых даже имеет название — Щель Кассини. Кроме того, эта планета одна из тех, которые видны невооруженным глазом.

Восьмой рассказчик . Седьмой по удаленности от Солнца планетой является Уран. Первое упоминание об этой планете существовало уже в Новое время. Впервые Уран был определен как звезда, и лишь через сто лет как планета. Уран также имеет свои кольца. Но, в отличие от колец Сатурна, они не такие мощные. Отличительной чертой Урана является его своеобразный наклон оси, который составляет 90 градусов. Именно благодаря этому получается, что один из полюсов планеты направлен прямо на Солнце, а другой — от звезды.

Девятый рассказчик. Нептун — это восьмая планета по отдаленности от Солнца. Атмосферная составляющая планеты — это водород, гелий и метан. Именно присутствие последнего элемента придает Нептуну его своеобразный интенсивный синий свет. Очень интересна история открытия этой планеты. Большинство планет сначала были увидены человеком, и лишь потом исследованы. А с Нептуном все обстоит иначе. Ученые сначала теоретически высчитали место расположения планеты, ее массу и только потом увидели ее в телескоп.

Десятый рассказчик . Последняя планета Солнечной системы— Плутон. Она имеет планету-близнец — Харон, другие ученые называют Харон спутником. Статус планеты Плутон получил в 1930 году, но после дальнейших изучений выяснилось, что масса этой планеты меньше земной примерно в 500 раз. И с 2006 года ее принято называть карликовой планетой.

Ведущий . Очень интересна история выбора названий для планет. Существовала такая традиция называть планеты в честь мифологических богов. Так, например, планета Меркурий носит имя римского бога торговли, Марс — бога войны, а спутники этой планеты — Фобос и Деймос — имена сыновей Марса, планета Нептун за свой синий цвет получила имя римского бога морей.

Ведущая . Небольшая загвоздка возникла с определением имени для планеты Плутон. Как уже говорилось, названия черпались из мифологии. Но сложность состояла в том, что многие имена уже были использованы для астероидов. Название «Плутон» предложила маленькая девочка, которая сравнила далекую и холодную планету с богом подземного царства Плутоном. Так и было закреплено это название.

Участники конкурса должны на скорость правильно расположить планеты по их отдаленности от Солнца. Можно использовать рисунки, которые были сделаны в предыдущих конкурсах. Это задание ребята выполняет до тех пор, пока не будет восстановлено правильное расположение планет в Солнечной системе.

Ведущий . Как много интересного прозвучало сейчас. Много нового, неизвестного ранее вы узнали. Кстати, вот еще немного интересных фактов. Знаете ли вы о том, что свет, излучаемый квадратным сантиметром Солнца, равен свету 5 тысяч свечей?

Ведущая. Или что на кольцах Сатурна можно выстроить пять шариков в ряд, причем диаметр этих шариков будет равен диаметру нашей планеты?

Ведущий. Плотность планеты Сатурн очень маленькая, поэтому если бы было возможным поместить эту планету в огромный океан, Сатурн стал бы плавать.

Ведущая . А теперь проверим, насколько вы были сегодня внимательны.

Вопросы для викторины

Сколько открыто планет в Солнечной системе? (Девять)

Чьи имена носят эти планеты? (Имена богов древнегреческой и римской мифологии)

Назовите самую большую планету. (Юпитер)

Назовите самую маленькую планету. (Меркурий) Назовите «карликовую» планету. (Плутон) Какую планету называют «вулканной»? (Венера) У какой планеты больше всех спутников? Сколько их? (Юпитер, 63)

Какая планета имеет наклон оси в 90 градусов? (Уран) Какая планета обладает самыми мощными кольцами? (Сатурн)

Какая планета имеет интенсивный синий цвет? (Нептун) Назовите планеты, которые можно увидеть невооруженным глазом. (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн)

Имя какого великого композитора носит самый большой кратер на поверхности Меркурия? (Кратер Бетховена)

Чем является большое красное пятно Юпитера? (Гигантский долгоживущий ураган)

Какая планета похожа на яркую звезду красноватого цвета? (Марс)

На какой планете выделяют две стороны — дневную и ночную? (Меркурий)

На какой планете зародилась жизнь около 3,5 млрд лет назад? (Земля)

Какая планета имеет ровный белый цвет? (Венера) Как называется крупнейшая щель между кольцами Сатурна? (Щель Кассини)

Какая планета имеет близнеца? Как он называется? (Плутон, Харон)

Ведущая. Изучение космоса с каждым днем продвигается вперед. Множество уже сделанных открытий еще спрятаны от простого человека, но вполне возможно, что вскоре и эти тайны будут приоткрыты.

Ведущая: Добрый день, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашем празднике, который носит название «Космический вояж». Вояж-означает путешествие и мы с вами совершим не просто путешествие, а вояж в космические миры. И так встречайте «Экипажи наших звёздных космолётов».

(под космическую музыку «Инопланетянка» входят дети с флажками, выполняют фигурную маршировку, и расходятся по командам) .

Ведущая: А сейчас приглашаются конструкторы, инженеры, техники, которые всегда спешат на помощь и выручку своим космонавтам.

(под музыку входят родители и воспитатели с ленточками, выполняют фигурную маршировку, расходятся к своим командам) .

Ведущая: В далеком 1961 году в космос полетел первый человек. Назовите его имя?

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущая: И с тех пор наша страна каждый год празднует этот день. И этот праздник называется?

Дети: День космонавтики!

Ведущая: Сегодня наш праздник посвящён этому дню. Я думаю, что вы хотите быть такими же смелыми и сильными, как наши космонавты. На нашем празднике 2 экипажа. Это экипаж группы: «Капельки» - командир – Мачкур Влад. И экипаж группы «Подсолнушек» - командир – Рыбьяков Иван. Слово для приветствия предоставляется звёздным экипажам.

1. Мы мечтаем о ракетах, о полётах, о ракетах, о луне.

2. Но для этого учится, много надо на Земле.

3. Школу юных космонавтов собираемся открыть.

4. И хотим мы целой группой в эту школу поступить.

Девиз команд: «Капельки» - «Стать космонавтом, все мы знаем, задача трудная для всех. Путешествие начинаем и твердо верим в свой успех».

«Подсолнушки» - «Чтобы в космос и к звездам далёким летать. Мы готовы все сейчас себя показать».

1. Если честно, то сначала, говоря без лишних слов, одного желанья мало, каждый должен быть готов.

2. Если зря не зазнаваться, каждый день тренироваться.

3. Бегать. Прыгать и метать – можно космонавтом стать.

(звучит музыка, появляется Инопланетянин) .

Инопланетянин: Здравствуйте, я прилетел с планеты МАРС. В свой большой телескоп, я часто наблюдаю за вами. Узнал, что сегодня вы будете показывать свою смелость, силу, ловкость, быстроту, выдержку. И вот я решил прилететь, чтобы собственными глазами увидеть ваш космический вояж, возьмите меня с собой, я вам пригожусь.

Ведущая: Ребята, возьмём с собой МАРСИКА?

Дети: Да.

Ведущая: Ну, что ж пора отправляться в путешествие.

В космический мир, мы друзья, попадем!

В нём всё необычно и ночью и днём!

Инопланетянин Марсик всех в гости зовёт,

У него день рожденье!

Космический ликует народ!

И давайте подарим Марсику наш космический танец.

(дети встают в круг, выполняют гимнастические упражнения с элементами аэробики) .

Ведущая: Команды готовы? И так первое задание, нужно построить звездолет и подготовить его к путешествию в космос.

(команды из строительного материала строят ракету у центральной стены, на линии старта; ставится корзина со строительным материалом, родители и дети

Выстраиваются в одну шеренгу, берут по одному предмету и передают друг другу до линии финиша, у финиша, 2 детей строят ракету) .

Ведущая: Космический корабль готов, молодцы ребята. А сейчас нужно подготовить скафандры.

Эстафета: Родители обматывают одного ребёнка туалетной бумагой, формой напоминающей скафандр.

Ведущая: Многие из вас мечтают быть космонавтами. А ведь эта профессия, считается одной из самых опасных, и зачастую космонавты рискуют собственными жизнями, отправляясь в полёт, чтобы справляться со своей работой, космонавт должен быть сильным и выносливым, и много заниматься спортом. Вы спортом занимаетесь?

Дети: Да.

Ведущая: К полёту всё готово, прошу занять свои места в звездолётах, а для этого нужно проползти в отсек космического корабля.

Эстафета: Родители берут обручи, встают в колонну друг за другом, образуют отсек корабля, дети на четвереньках проползают по отсеку, и садятся на стульчики, родители убирают обручи и уходят из зала.

Ведущая: Молодцы! И так наш космический вояж продолжается.

На старт! Внимание! Взлёт! 5-4-3-2-1- он сказал, поехали, и махнул рукой!

Пока наш корабль в пути между командами состоится «Словесная Дуэль» и её с вами будет проводить наш Марсианин Марсик!

Инопланетянин: Назовите планеты «Вселенной».

(Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий, Венера) .

ЗАГАДКИ:

1. Космонавт сидит в ракете, проклиная всё на свете – на орбите, как назло, появилось – НЛО.

2. Свет быстрее всех летает, километры не считает, дарит Солнце жизнь планетам, нам

Тепло, хвосты (кометам) .

3. Всё комета облетела, всё на небе осмотрела. Видит. В космосе нора _ это чёрная дыра.

4. У ракеты есть водитель. Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт», а по-русски … .(космонавт) .

5. Звездолет – стальная птица, он быстрее света мчится, познаёт на практике звёздные галактики (галактики) .

6. Чтобы глаз вооружить и со звёздами дружить, млечный путь увидеть, чтоб нужен мощный телескоп.

Ведущая: А вот и планета МАРС! На этой планете, до нас, ещё никто не был. Ни одного раза, не ступала нога человека. И здесь живут МАРСИАНЕ.

Эстафета: «ОСВОЕНИЕ ПЛАНЕТЫ»

Дети строятся в колонну друг за другом, от линии старта идут по одному как гусеницы, обратно бегом. Как только последний из участников выполнил задание, звучит музыка, в зале появляются, звёздные пираты, и происходит захват корабля.

Пираты: Что же это за незваные гости пожаловали к нам, да ещё и распоряжаются тут!

Пират №2: Да это же детки! Какие хорошенькие, чистенькие, пухленькие! Сейчас мы вас.

Инопланетянин: Тихо! Тихо ребята! Это мои друзья с планеты земля, они к нам в гости прилетели.

Пираты: Сейчас мы посмотрим, какие вы смелые, да ловкие. Сможете ли вы победить и от нашего капкана избавиться.

Игра: «Капкан»- родители образуют круг, под музыку, дети вбегают и выбегают в круг, музыка останавливается, капкан захлопывает детей неуспевших выбежать из круга. Игра повторяется, дети меняются местами с родителями.

Игра – эстафета: «Кто больше соберёт звёзд».

Игра с Марсиком: «Зеркало».

Ведущая: Ребята заканчивается наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

И я хочу предложить вам последнее состязание, я начну предложение, а вы его заканчивайте, хорошо?

Мы отважные – космонавты!

Побывали на планете Марс!

Состязались со звёздными пиратами!

Собрали много звёзд!

И сегодня празднуем - День космонавтики!

Крикнем дружно все – Ура!

Ведущий . Наш сегодняшний праздник посвящен одной из самых интересных сфер человеческой деятельности — космонавтике. Вы ведь знаете, почему именно в этот день мы отмечаем этот праздник? Именно 12 апреля все услышали по своим радиоприемникам: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время — 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич».

Ведущая . Да, именно Юрию Алексеевичу Гагарину мы обязаны этим праздником. Он был первым человеком, который вышел в космос. Звездное небо с давних времен манило людей, и человечество прошло долгий путь развития от своих теоретических размышлений до настоящих практических открытий. Давайте вместе вспомним, как же все начиналось.

Ученик 1 . Изучение космоса привлекло людей еще в античности, когда философы задумывались над проблемами мироздания и системой движения планет. Только несколько небесных тел можно увидеть невооруженным глазом. Это Солнце, Луна, пять планет и наиболее яркие звезды. Но впервые изучением космоса занялся Галилей. Он первый изготовил подзорную трубу.

Ученик 2 . Галилей несколько раз подбирал линзы, и наконец его попытки обрели успех. Первая его труба состояла из двух линз — вогнутой и выгнутой. А после нескольких попыток Галилею удалось изготовить трубу с тридцатикратным увеличением. Она имела длину 1245 мм; объективом у нее была выпуклая очковая линза диаметром 53 мм, а плосковогнутый окуляр имел оптическую силу — 25 диоптрий. Эта труба до сих пор хранится в музее во Флоренции.

Ученик 3 . Галилей первым понял, что основное научное назначение зрительной трубы — это наблюдение небесных тел. Галилей занимался изучением Луны. Он первый увидел на ней многочисленные кратеры и горные вершины. А изучая Млечный путь, Галилео Галилей определил, что это огромное скопление звезд.

Ученик 4 . Да, Галилео Галилей внес огромный вклад в изучение космоса. За его первой зрительной трубой последовали многочисленные телескопы, которые год от года совершенствовались. Так, сначала появился оптический телескоп. Он создает изображение с помощью света, который собирает на линзы или зеркала.

Ученик 5 . Но он имел множество минусов. Изображение было в виде размытого пятна неправильной формы. Астрономы стали искать способ устранения этой проблемы. Они стали использовать объективы с очень большим фокусным расстоянием. Телескопы были огромными по размеру и неудобными в использовании. Чуть позже появились телескопы на штативах, которые просуществовали вплоть до XVIII века. Но и они имели свои недостатки. Из-за ветра астрономы получали плохое изображение.

Ученик 6 . За оптическим последовал радиотелескоп, который собирает на свои тарелки исходящие от космических объектов импульсы и сигналы. У истоков его изобретения стоял Рональд Брейсвелл. Первоначально радиотелескоп был назван спектрогелиограф и предназначался для изучения микроволнового фона Солнца.

Ученик 7 . Другое достижение человечества — это космические телескопы, которые устанавливают в открытом космосе. Они дают многократное увеличение и возможность различать самые мелкие предметы на дальних расстояниях. Самый большой телескоп сооружен в Мексике. Он находится на вершине вулкана Сьерра Негра, который расположен на высоте 4580 метров. Диаметр антенны самого большого телескопа составляет рекордные 50 метров.

Ученик 8 . Чем дальше уходило изучение космоса, тем больше росло желание человека лично освоить это пространство. С запуском первого искусственного спутника Земли человечество вышло на новый уровень. Это случилось 4 октября 1957 года. «Спутник-1» — первый искусственный спутник Земли. Его кодовое обозначение — ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там», впоследствии переименованного в космодром Байконур, при помощи ракеты-носителя «Спутник».

Ученик 9 . С тех пор на околоземной орбите были высажены тысячи спутников, которые отслеживают все земные и космические процессы. Но самое главное событие — это все- таки первый полет в космос человека. А для нас главное, что это полет нашего соотечественника, русского человека Юрия Алексеевича Гагарина.

Ведущий . Юрию Алексеевичу пришлось проделать огромный путь. Давайте вместе проследим его дорогу от маленького мальчика до великого покорителя космоса.

Ученик 10 . Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино. Он был выходцем из крестьянской семьи. Его отец — Алексей Иванович Гагарин был плотником, а мать — Анна Тимофеевна Матвеева — свинаркой. Гагарин учился сначала в деревенской школе, потом, когда его семья переехала в Гжатск, в местной школе. Затем он поступил в Люберецкое ремесленное училище. В августе 1951 Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, а 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.

Ученик 11. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву, где он прошел всестороннее медицинское обследование в Центральном научно- исследовательском авиационном госпитале. Вначале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина он был зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

Ученик 12. Кроме Гагарина на место первого космонавта претендовали еще двадцать офицеров-летчиков. Затем из двадцати выбрали только шестерых. Человека, который полетит в космос, определили только в последний момент. На заседании ГК выбрали Гагарина, его дублером стал Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полете Гагарина в космос. Первое было об успешном полете, второе — обращение к правительству других стран, если вдруг корабль-спутник упадет на территорию других стран или же в океан, и третье — трагическое сообщение.

Ученик 13 . Старт был дан в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Он приземлился в Саратовской области, недалеко от Энгельса. Первыми людьми, которые встретили космонавта, стали жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита.

Ученик 14 . После полета Гагарин стал поистине героем, который прославил нашу страну. Сразу после приземления он получил звание майора. Юрию Алексеевичу в Москве был организован грандиозный прием. От самолета, на котором прилетел Гагарин, до здания правительства была постелена красная ковровая дорожка. На Красной площади Никита Хрущев наградил Юрия Гагарина Золотой Звездой «Героя Советского Союза» и новым званием «Летчик-космонавт СССР».

Ученик 15. Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время тренировочного полета 27 марта 1968 года в 10:30 утра. Вместе с Гагариным в кабине самолета находился его инструктор, Герой Советского Союза полковник Владимир Серегин.

Ученик 16 . Сегодня имя Юрия Алексеевича Гагарина знают все. Во многих городах существуют улицы, проспекты, аллеи, школы имени Гагарина. Его имя носят: город Гагарин (бывший Гжатск) и район (бывший Гжатский), кратер на обратной стороне Луны, астероид № 1772, золотая медаль ФАИ, которая присуждается с 1968 года, площадь в Москве, где стоит памятник космонавту.

Ведущая. Сегодня мы многое узнали о человеке, который первым покорил вселенское пространство. Бесконечно добрый, сильный, талантливый и упорный, он проделал огромный путь. Огромное мужество потребовалось Гагарину, чтобы преодолеть не только физические, но и психологические нагрузки. Он действительно был Человеком с большой буквы, который вывел свою страну на новый уровень.

Ведущий . А теперь давайте посмотрим, как внимательно вы слушали наших выступающих. Мы зададим вам несколько вопросов.

Вопросы для викторины:

1. Кем была изобретена первая зрительная труба? (Галилео Галилеем)

2. Какие линзы использовал Галилео Галилей? (Вогнутую и выгнутую)

3. Какие еще виды телескопов существуют? (Оптический, радиотелескоп, космический)

4. Какой недостаток имеют оптические телескопы? (Нечеткое изображение)

5. Где построен самый большой телескоп? (В Мексике)

7. Какое кодовое обозначение имел первый искусственный спутник Земли? (ПС-1)

9. Имя первого человека, покорившего космос? (Юрий Алексеевич Гагарин)

10. Сколько длился первый полет человека в космос? (108 минут)

11. Кто был выбран дублером Юрия Алексеевича Гагарина? (Герман Титов)

12. Как назывался корабль-спутник, на котором Гагарин совершил полет? («Восток»)

13. Где приземлился Юрий Алексеевич Гагарин? (В Саратовской области)

14. Какое звание получил Юрий Алексеевич Гагарин сразу после приземления? (Майор)

15. Какой город сейчас носит имя Гагарина? (Гжатск)

Марина Цыплакова
Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики .

Тема : «Путешествие в космос » .

Цель :

1. Расширить представления детей о космонавтике .

2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

3. Организовать соревновательную деятельность между командами.

4. Создать активное взаимодействие учащихся в команде.

Оборудование : портреты космонавтов , изображение планет Солнечной системы и известных созвездий, разрезные картинки с изображением ракеты, два воздушных шарика, ракетки, демонстрационный материал (слайды о космосе , космонавтах , детские рисунки).

Воспитатель : Ребята, кто догадается, чему будет посвящено наше мероприятие ? (Ответы детей ) .

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство .

Давайте посмотрим, как это происходило.

Видеопризентация

День авиации и космонавтики - это особенный , триумфальный праздник! Недаром его отмечает весь мир!

Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство . Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (Ответы детей ) . (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах.).

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С. П. Королёв, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник .

12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический полет с человеком на борту корабля. К этому дню готовились очень долго.

Ученые, конструкторы-испытатели и люди многих других профессий были задействованы в подготовке великого полета. Нужно было все учесть, все предусмотреть, для того чтобы полет прошел удачно. Долго выбирали и лётчика-космонавта .

И после долгих испытаний и обсуждений было принято решение : первым в мире космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин.

Наконец настал решающий день. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил космический полет . За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это был мощный прорыв в освоении космоса !

А потом была торжественная встреча на Красной площади. За несколько часов Юрий Гагарин стал самым известным человеком в мире. Когда по радио прозвучало правительственное сообщение о великом полете, улицы всей страны заполнились толпами людей. Все хотели поприветствовать первого в мире космонавта , Сына Земли, Гражданина Вселенной.

Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт . До сих пор она остается единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночку . Она провела в космосе почти трое суток .

Изначально планировалось отправить в космос сразу два женских экипажа, однако впоследствии от этой идеи было решено отказаться.

Свой космический полет В . Терешкова совершила 16 июня 1963г. на корабле «Восток-6» . Это был шестой и последний космический корабль из серии «Восток» . Старт корабля В . Терешковой произошел на Байконуре не с «гагаринской площадки» , а с дублирующей.

45 лет назад с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на борту которой был космический корабль "Восход-2". Его экипаж стоял из двух человек : командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время него - 18 марта 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос .

Воспитатель : Слово "космонавт " появилось совсем недавно. 4 октября 1957 года впервые наша ракета вывела на околоземную орбиту космический аппарат , сделанный руками человека. И он стал вращаться вокруг Земли, так же как это делает Луна. Так появился первый искусственный спутник. (Показывает на спутник на центральной стене.) Дорога в космос была открыта .

Воспитатель : Представьте себе, что вы будущие космонавты , и мы отправляемся на космодром .

Зарядка :

Мы идём на космодром ,

Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

Вот проверили осанку.

И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках) .

Побежим ребята дружно -

Разминаться всем нам нужно.

Воспитатель : Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чум сейчас мы сможем полететь в космос ?

(Ответы детей ) .

Воспитатель : Давайте соберём ракету

Конкурс «Собрать ракету»

Воспитатель : Ракету мы с вами собрали. А теперь нам надо лететь в космос . Но прежде, чем мы отправимся в полёт, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дом» .

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Воспитатель : Ну, что отправляемся в путешествие ? Экипаж занять свои места, пристегнуть ремни! Начинаем считать секунды до старта .

Воспитатель и дети вместе : Пять! Четыре! Три! Два! Один! Старт !

Воспитатель : Ребята мы с вами прилетели на «Планету Умняшек» .

1. Ребята, а на какой планете мы с вами живем? (Земля) .

2. Фамилия первого космонавта полетевшего в космос ? (Гагарин)

3. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса ? (Белка и Стрелка) .

4. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта ? (Поехали)

5. Назовите космический корабль , на котором Гагарин отправился в космос ? («Восток» )

6. Как называется защитный костюм космонавта ? (скафандр)

8. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос ? (Космический корабль ) .

9. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета) .

10. Сколько минут Юрий Гагарин находился в космосе ? (108 минут)

11. Как называется и животное, и созвездие? (Медведица) .

12. Назовите фамилию первого космонавта вышедшего в космос . (А. Леонов) .

Воспитатель : Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А мы покидаем эту планету и отправляемся на другую. И она называется «Спортивная» . Жители этой планеты приготовили для нас эстафету.

В космосе любой предмет ничего не весит. Это состояние называется невесомостью. Все предметы в космическом корабле прикреплены к своему месту. Если этого не сделать, они будут свободно парить. В таких условиях любой человек становится силачом. В невесомости не только человек, но и предмет теряет свой вес. Мы сейчас попробуем с вами пронести воздушный шарик на вытянутой руке на ракетке.

Конкурс «Невесомость» .

Воспитатель : А сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по всем планетам солнечной системы. Давайте по очереди называть все планеты. (Земля, Уран, Нептун, Сатурн, Венера, Меркурий, Марс, Плутон, Юпитер) . (Дети называют планеты)

Физминутка.

На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт : (Показывать в небо рукой)

Меркурий - раз, (Описать круг руками)

Венера-два, (Хлопок)

Три - земля, четыре - Марс, (Присесть)

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)

Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

Воспитатель : Ребята пока мы с вами делали разминку, наш корабль приземлился на планете «Загадок» .

1. Среди поля голубого -

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это. (солнце) .

2. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она :

Спать ложитесь, поздно! -

Потому что мать - луна,

А дочурки. (звезды) .

3. Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету) .

4. Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (космонавт )

5. Вечерком взгляни в окно :

На дворе уже темно,

В небе лампочка видна,

Называется. (луна) .

Э. Успенский

6. Есть у всех свои дома :

У рассказов есть тома,

У одежды - магазины,

У капусты, груш - корзины,

У животных - зоопарк,

У машин - свой автопарк.

Все, что есть на белом свете,

Дом имеет на планете.

А планета, знаю я,

Называется. (Земля) .

7. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат.

То чуть – чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий – синий! (Небо)

8. Из какого ковша

Не пьют, не едят

А только на него глядят? (Большая Медведица)

Воспитатель : Космонавты должны быть очень внимательными. Давайте проверим вашу игровую–прыговую–скоковую энергию и космическую внимательность ! Если я крикну : «Прыг» , - то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь : «Скок!» . А если я крикну : «Скок!» , - то вы все подскакиваете и отвечаете : «Прыг» . Запомнили? Начинаем!

Игра «Путаница : прыг и скок»

Воспитатель : Ну, что ребята пора возвращаться на нашу планету Земля. Летим обратно. Мы пролетаем с вами мимо созвездий. Какие вы знаете созвездия? (Ответы детей ) . А теперь давайте соединим каждую звёздочку линией и посмотрим, на что будет похож рисунок.

Конкурс «Угадай созвездие» .

Воспитатель : Наш полет окончен! Всем спасибо! Открыть люк! Выйти из ракеты! Поздравляю вас с успешным возвращением на Землю. В конце полёта каждый космонавт должен подкрепиться . На память о полете вручаю вам сладкие призы.

Цели и задачи:
● Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим;
● развивать творческие способности обучающихся, внимание, память, углубление знаний о космосе, воспитание патриотизма;
● научить понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию: космический корабль, МКС, стыковочные узлы, предстартовая площадка, космический экипаж;
● развивать логическое мышление, умение слышать друг друга, конструктивные способности, воображение;
● воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников.

Оборудование:
● Плакаты с изображением солнечной системы,
● Портреты космонавтов,
● Рисунки детей о теме «Космос»,
● Наборы геометрических фигур и 2 контейнера,
● Письмо с текстом.
● Обручи по количеству детей.
● Кукольный театр: ширма, декорации Вселенной, Солнце, Земля.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение книг о космосе и космонавтах, изготовление макета Солнечной системы, рисование на мятой бумаге, аппликация и лепка на темы: «Встреча в космосе», «Полет на Луну», «Наш космодром», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» и т.п.

Ход мероприятия

Вступительная беседа.
Здравствуйте дорогие ребята! Кто догадается, чему будет посвящен наш праздник? Может быть, кто-то скажет, какой праздник отмечался 12 апреля? Правильно, День космонавтики.
Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым побывал в Космосе (показ картины с изображением Юрия Гагарина) 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса впервые забилось живое сердце.
В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.

За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки).

Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.
С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы.

Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги. Было открыто, что наша планета Земля вращается вокруг огромной звезды — Солнца. Также люди получили представления о том, что наша планета и несколько других входят в Солнечную систему.

Ребята, праздник День космонавтики известен во всём мире. И вчера поздно вечером около нашего детского сада мы обнаружили необычное послание – вот оно. Это послание от инопланетян, жителей другой планеты. Они прислали нам письмо и необычный подарок.

Мы – жители очень далёкой галактики, находящейся в Туманности Андромеды. Мы видели вашу планету в телескоп, и надеемся, что на ней живут живые существа. Если кто-то читает это письмо, значит Ваша планета Земля — обитаема и мы будем ждать ответного послания от Вас!

А что же прислали нам инопланетные жители, давайте посмотрим вместе.
Ну что, дети, надо хорошенько подумать, как рассказать инопланетянам о том, какая она – наша планета. А чтобы лучше думалось, нужно немного размяться и поиграть. Одну замечательную игру прислали нам инопланетяне. Давайте проверим и поиграем!

Игра «Раз – планета…» (на полу находятся обручи по количеству детей, во время музык дети веселятся, музыка смолкает- дети занимают один обруч каждый, с каждым этапом количество обручей уменьшается, выбывшие дети располагаются на стульчиках. Выигрывает один оставшийся).

Ребята, сейчас присядьте и вместе решим, что же на нашей планете – самое важное. О чём нужно рассказать в нашем послании.
Для этого у меня есть небольшие подсказки.
Вот послушайте следующие названия, и скажите – как можно сказать о них одним словом.

1. Яблоко, груша, виноград, банан, персик, апельсин, ананас (фрукты).
2. Роза, ромашка, тюльпан, фиалка, нарцисс, георгин (цветы).
3. Акула, карась, кит, форель, окунь, лосось (рыбы).
4. Медведь, тигр, лев, жираф, леопард, обезьяна (Животные).
5. Дождь, гроза, снег, ветер, закат, облака, радуга (явления природы).
6. Ноги, руки, голова, спина, живот, туловище (части тела).
7. Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра (родственники).

Молодцы ребята, оказывается, вы очень много знаете о нашей планете – планете Земля.

Ребята, а вы знаете, где живёт, как живёт и с кем дружит наш планета Земля, как называется её дом? Солнечная система. Вот посмотрите и послушайте.

Сказка «Солнышко и шарик» (театрализованная).

Кукольный театр за ширмой.

Когда-то, очень-очень давно, жила звезда. Она была красивая и яркая. Свет её с каждым разом становился всё ярче и сильнее. И вот пришло время, когда устала звезда светить так ярко. Она вспыхнула сильнее обычного и рассыпалась на мелкие кусочки. Их было так много, и они совсем были разные, эти кусочки, и не похожие друг на друга. А один оказался ровненький, гладенький и очень круглый, как шарик. Летал этот шарик долго-долго один в пространстве, и скучно ему стало. Приостановился он немного и, загрустив, промолвил.
«Вот я, совсем один, в тёмном пространстве, и нет никого со мной рядом. Плохо мне без друга!»- промолвил и заплакал.
И, вдруг, яркий свет и тепло окутали его. И так ему стало хорошо и весело!
«А можно мне стать твоим другом?» — услышал Шарик, — «Я буду тебя согревать и оберегать, мы будем с тобой играть!»
«А как мы будем с тобой играть? – поинтересовался Шарик, — да и кто ты?»
«Я – Солнце, я тоже звезда, дарю всем свет и тепло!»
«Да, да, да!» – воскликнул Шарик, – «а давай играть в догонялки!»
«Давай!» — ответило Солнышко, — «я покажу тебе дорогу, чтобы ты больше не заблудился в пространстве».

И так стали дружить Солнышко и Шарик. Когда они, играя в догонялки, приближались друг к другу, Шарик всегда кричал: «Ой, ой, ой, ой! Мне очень жарко! Очень! Хочу попрохладнее!» — и, убегая от Солнышка, поворачивал к нему другой свой бок.

Так появились времена года. А когда друзья играли в жмурки, то ночь сменяла день.

От солнечного тепла и света Шарик стал расти. Он становился всё больше и больше, и на его поверхности стали появляться реки, моря и суша, животные, рыбы и птицы, а после появились и люди. И Шарик наш вырос. Он превратился в огромную красивую планету, которую назвали Земля. И мы с вами – Земляне, потому что Земля – наш общий дом, здесь наша Родина.

Ну, а что дружба? До сих пор дружит наша планета с солнцем. И ещё очень-очень долго будет продолжаться эта дружба, потому что без друзей жить нельзя.

(Раздается звуковой сигнал, дети садятся на ковер.)

появляется Инопланетянин.

Инопланетянин: (говорит медленно, на одной ноте). Здравствуйте, земляне!

Воспитатель: Здравствуй, уважаемый Инопланетянин! С твоего космического корабля наши экипажи приняли тревожный сигнал. Что у вас случилось? Может, мы сумеем помочь?

Инопланетянин. Я не могу вернуться на свою планету, пока не соберу космические кристаллы.

Воспитатель: (обращаясь к детям). Кристаллы нужно разложить в отсеки: в красные - кристаллы красного цвета, в зеленые в зеленые.

Игра «Найди свой цвет»

Инопланетянин. Как у вас ловко получилось собрать космические кристаллы! Молодцы, земляне!

Земляне! Вы замечательно справились с моим заданием! А что вы знаете о планетах и вселенной еще?

СТИХИ:
***
Мы пока что только дети,

Но придет желанный час-

На космической ракете

Дружно полетим на Марс

В небе звезды ярко светят

И ракету нашу ждут

К дальней сказочной планете-

Наш космический маршрут

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Планета Земля — родимый наш дом

Но много ль, ребята, мы знаем о нем?

Земля несравненна! Чудо природы!

Её населяют зверьё и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка

Плохо её защищаем пока.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел отсчет.

Меркурий - раз, Венера - два,

Три - Земля, четыре - Марс,

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Кто не видит - выйди вон!

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

Воспитатель: Да, стать космонавтом очень не легко- нужно хорошо ориентироваться в пространстве и много знать и уметь.

Проводится упражнение «Внимание, космонавты!». Итоги занятия. Закрепляем понятия.

Ничего не говори, лишь руками покажи - высоко, далеко, низко, близко, слева, справа, широко, узко.

Взрослый называет различные понятия и объекты космической тематики, дети руками показывают их местонахождение.

error: