Евгения Попова
Актуальность
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам , желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели . Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой .
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель : сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах , их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц .
Задачи :
Сформировать представления о зимующих птицах ;
Формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
Сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц ;
Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности ;
Создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта ).
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Усвоение знаний детьми о зимующих птицах и их детенышах ;
Определение среды обитания;
Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;
Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах , желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой ) ;
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Сроки реализации проекта :1.02.16- 14.02.16
1. Подготовительный этап :
Определение темы проекта ;
Разработка перспективного плана проекта ;
Создание необходимых условий для реализации проекта ;
Подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, художественная литература, создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы » )
2. Основной (практический)
Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах , их повадках, особенностях жизни в зимний период.
1. Работа воспитателей с детьми;
2. Работа воспитателей с родителями;
3. Совместная деятельность родителей и детей.
Работа с воспитанниками
Образовательные области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы : непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.
Познавательное развитие :
Беседы : «Что ты знаешь о зимующих птицах ?» , «Чем птицы отличаются от животных?; «Где живут птицы ?» , «Какие птицы прилетают на участок детского сада?» ; «Нужно ли заботиться о птицах ?» ; «Какую пользу приносят птицы ?» : «Меню птиц » ; «Найди домик для птички» .
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Рассматривание картин : «Птицы на кормушке » ; «Дети кормят птиц » .
Дидактические игры : «Один - много» ; «Угадай по описанию» ; «Что за птица ?» ; «Угадай, кого не стало» ; «Большие и маленькие птицы на кормушке » ; «Накорми птиц » ; «Найди маме птенца» ; «Каких птиц много на дереве ?» ; «Назови и покажи зимующих птиц » .
Разгадывание загадок о зимующих птицах .
Социально- коммуникативное развитие :
Подкормка птиц во время прогулок ; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.
Сюжетно- ролевые игры : «Больница птиц » ; «Пригласи синичку в гости» ; «Птичкина столовая» .
Ситуативный разговор : «Можно ли подбирать птичьи перышки?» , «Как птицы защищаются ?» ; «Что значит заботиться о зимующих птицах ?» ; «Пернатые друзья» .
Художественно- эстетическое развитие :
Рисование : «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» .
Раскрашивание раскрасок : «Воробей» , «Снегири на ветке» , «Синичка и рябина» и т. д.
Лепка : «Птички в гнездышках» .
Речевое развитие :
Беседы : «Каких птиц я видел , гуляя с родителями?» ; «Что кушает воробей?» , «Кормушки бывают разные» ; «Почему нужно зимой кормить птиц » .
Разучивание стихотворения А. Игнатовой «Алой кисточкой заря…» .
Чтение : С. Маршак «Где обедал воробей?» ; З. Александрова «Гули-гули» ;
Н. Хилтон «Скворечник» ; В. Звягина «Воробей» ; Т. Евдошенко «Берегите птиц » ; В. Берестов «Воробушки» ; А. Барто «Воробей» .
Словесные игры : «Назови ласково» ; «Кто кем будет?» .
Физическое развитие :
Подвижные игры : «Птички летают» ; «Вороны и собачка» ; «Птички в гнездышках» ; «Воробушки и автомобиль» ; «Кот и воробьи» .
Пальчиковые игры : «Воробьи – воробышки» ; «Птичья кормушка» ; «Сел на ветку снегирек» ; «Сорока» ; «Птичка крылышками машет» .
2. Работа воспитателей с родителями.
Консультации : «Как помочь птицам пережить зиму » ; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц » .
Индивидуальные беседы : «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?» .
Памятка для родителей : «Покормите птиц » .
В ходе данного проекта была реализована акция : «Покормите птиц » .
3. Работа родителей и воспитанников.
Участие в конкурсе «Птичкина столовая» (изготовление кормушек для птиц ) ; а также подкормка птиц во время прогулок .
Сбор корма для птиц .
Наблюдение за птицами вне детского сада .
3. Заключительный этап. Подведение итогов.
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы » у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц , для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей.
В групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Образовательная область: «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Художественное творчество» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» .
Вид проекта: информационно-творческий
Актуальность темы: большое количество птиц гибнет в зимние холода. Зимой корм птицам недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. Отсутствие у детей представлений о жизни птиц зимой.
Цель проекта: выявить знания детей о зимующих птицах. Вызвать эмоциональный отклик и сочувствие к голодающим и замерзающим птицам зимой. Побудить детей помочь птицам.
Задачи проекта:
Образовательные: -формировать у детей экологические представления об окружающем мире, поддерживать интерес к объектам живой природы, закреплять и обобщать представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте.
Воспитательные: -воспитывать духовно-нравственные качества у детей: любовь к родному краю; помочь осознать главные этические законы жизни человека-любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие: - дать первоначальные представления о зимующих птицах, их жизни зимой. Развивать умение считать в пределах 5 в прямом порядке, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, координацию движений.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность выполнения проекта: 1 неделя
Основные направления реализации проекта:
- Оснащение предметно-развивающей среды
- Работа с родителями
Предполагаемый результат: у детей расширятся элементарные представления о жизни птиц зимой. Развитие любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков. У родителей повысится заинтересованность в заботе о птицах совместно с детьми, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц) .
Продукт проектной деятельности: итоговое занятие, папка-передвижка для родителей, кормушки.
Презентация проекта: отчет-сообщение о проекте.
Перспективный план:
1. Создание условий для реализации проекта
- выявление знаний у детей
- оформление календаря наблюдений за птицами
- наблюдение за птицами («Птицы большие и маленькие» , «Птичьи следы на снегу» )
2. Чтение стихотворений: (приложение 1)
В. Стоянов «Воробей»
М. Пожарова «В саду»
А.Прокофьев «Снегири»
Р.Бухарев «Кормушка»
4. Оформление папки-передвижки для родителей на тему «Зимующие птицы» (приложение 2)
- консультация, рекомендации
- д/и и упражнения
5. Домашнее задание: изготовление кормушек с родителями. Выставка кормушек.
6. Развешивание кормушек Подкормка птиц
7. Наблюдение за птицами на кормушке. Фиксирование наблюдений в уголке природы (приложение 3)
8. Д/и «Какая птица улетела»
- «Покорми птичку»
- «Чего не хватает?»
- «Птицы большие и маленькие»
9. Пальчиковая игра «Стайка»
10. П/и «Птички в гнездышках»
- «Воробушки и кот»
11. Лепка «Птички» (приложение 4)
12. Рисование «Птички прилетели» (приложение 5)
13. Итоговое занятие «Покормим птиц зимой» (приложение 6)
Результат проекта: у детей расширились представления о жизни птиц в зимний период, с интересом наблюдали за птицами на участке детского сада.
Родители приняли участие: мастерили кормушки для птиц, приносили корм. Таким образом, задачи и цели проекта реализованы.
Наталья Сулимова
Занятие во второй младшей группе «Зимующие птицы»
Непосредственно образовательная деятельность
Занятие в 2ой младшей группе «Зимующие птицы »
Программное содержание :
Формирование интереса к зимующим птицам , умение узнавать их по внешнему виду;
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участия в занятие , нравственно-эстетических чувств к природе;
Развитие наблюдательности при рассматривании птиц , диалогической связной речи, логического мышления, умение сравнивать;
Совершенствование умения отгадывать загадки;
Воспитывать желания заботиться о птицах , подкармливать их зимой, прививать бережное отношение к ним.
Демонстрационный материал :
конверт с письмом, кормушка, корм для птиц , иллюстрации с изображением зимующих птиц .
Ход занятия:
Обратить внимание детей на то, что на подоконнике сидит птичка и что-то держит в клюве.
Ребята, птичка принесла нам письмо. Интересно, от кого оно? (прочесть)
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам зимующие птицы , которые живут рядом с вашим детским садом. У нас к вам просьба, пожалуйста, помогите нам перезимовать».
Зима богата снегом, снежинками, вьюгами, метелями. И зимой птицам очень трудно прокормиться. Птицам зимой холодно и голодно, так как корм, который они едят, зимой оказался под глубоким слоем снега.
Ребята, а вам интересно какие птицы просят нас о помощи ? Давайте отправимся на улицу, и посмотрим, какие птицы там живут . А чтобы туда попасть, давайте превратимся в снежинки (звучит музыка, дети кружатся и «превращаются» в снежинки)
Вы, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь! Снежинки такие пушистые, легкие, красивые. Они кружатся и опускаются на опушку леса.
Ребята, а чтобы узнать, какие птицы живут в лесу , давайте соберем разрезные картинки (дидактическая игра «Собери картинку» )
Ребята, назовите птиц , которые не улетели, а остались зимовать с нами и которые часто прилетают к нам на окно (воробей, синица) . Птицам очень голодно и поэтому они зимой селятся ближе к людям, чтобы они их подкармливали.
Ребята, отгадайте загадки о зимующих птицах .
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик – чирик! Не робей.
Я бывалый (воробей.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Дидактическая игра «Чем похожи?»
По сколько ног у этих птиц ?
Чем покрыто их тело?
С помощью чего птицы летают ?
Сколько крыльев у птиц ?
Дидактическая игра «Чем различаются?»
Какого цвета перья у птиц ?
Как кричат эти птицы ?
Как они передвигаются? (прыгают, ходят)
Что они едят?
Физкультминутка «Птички в гнездах»
Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад и приготовить еду для птиц (звучит музыка, снежинки кружатся, оказываются в детском саду и превращаются в детей)
Давайте вспомним, что едят птицы .
Дидактическая игра «Правильно разложи корм птицам »
Ребята, а как на улице накормить птиц ? (положить корм в кормушку) .
Правильно, только у нас нет кормушки, где же её взять? (раздается стук в дверь)
Ребята, к нам в гости пришел наш дворник дядя Ваня. Он принес нам домик для птиц .
Дядя Ваня
Я старался, что есть сил,
Птичкам домик смастерил.
Прилетайте хоть сейчас,
Хватит места в нем для вас.
Из чего сделана кормушка?
Хорошо, что дядя Ваня сделал кормушку для птиц ?
(дети благодарят дворника, кладут корм в кормушку)
Мы сейчас пойдем на прогулку и повесим кормушку, покормим птиц .
Покормите птиц зимой ,
Пусть со всех концов.
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приручайте птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Надо помогать, птицам пережить тяжелое время, помните самое страшное для птиц не холод , а голод. Когда нечего кушать птицы прилетают из леса поближе к людям. Люди – добрые, они пожалеют несчастных птиц и покормят их кого зерном, кого крошками,а кого сальцем.
Публикации по теме:
Петушок и его семья. Цели: Познакомить детей с игрушками, изображающими петуха, курицу и цыпленка; Дать понять знания о домашних животных;.
Коллективная работа второй младшей группы,в технике пластилинография "Зимующие птицы" Цель: закрепить и расширить представления детей о.
«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.
Актуальность Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению.
Программное содержание: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление.
Открытое занятие в старшей группе по итогам проекта «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных.
Э. Н. голованова:«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу,.
Занятие по окружающему миру и рисованию в подготовительной группе «Зимующие и перелетные птицы» ГБОУ Школа лицей №1420 Занятие по окружающему миру и рисованию в подготовительной группе «Зимующие и перелетные птицы» Подготовила.
Занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы» Занятие в подготовительной к школе группе
Краткосрочный проект: «Птичья столовая»
Покормите птиц зимой!Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима…
А.Яшин
Паспорт проекта
Название проекта: «Птичья столовая»
Тип проекта: информационно-ориентированный
Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой
Сроки реализации: с 01.11.2014 по 30.11.2014 гг.
Актуальность проекта:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Проблемы:
Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Задачи проекта:
Обучающие:
Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Укреплять детско-родительские отношения
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Участники проекта
: дети второй младшей группы №3, родители, воспитатели.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап
.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2.Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Работа с детьми по решению задач проекта:
1.Работа воспитателей с детьмиБеседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях
в книгах и журналах
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.
Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Разучивание стихов
Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”.
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
Дидактические игры
«Собери птицу», «Что за птица? », «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.
Сюжетно-ролевые игры
«Пригласи синичку в гости », «Больница птиц»
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
2.Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты
Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.
Прогулки
Наблюдение за птицами.
Птичьи следы.
Беседы о зимующих птицах.
Подвижные игры
«Воронята»
«Птички»
«Воробышки и кот»
Экскурсия по территории детского сада
Открытие «Птичьей столовой»
Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.
Подкормка птиц
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
3. Совместная деятельность родителей и детей
Конкурс «Птичья столовая»
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.