К числу количественных критериев малого бизнеса относятся. По какому критерию предприятие относиться к малым? Понятие «малое предпринимательство»

Уважаемые Коллеги!!!

Запрашиваемая Вами страница находиться на реорганизации.

Предлагаем Вашему вниманию новый сервис для владельцев и руководителей малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей : "Повышение доходности малого и среднего бизнеса за счёт уменьшения непроизводительных затрат и повышения производительности труда!!! Повышение доходности бизнеса в целом". .

Здоровье. Ваше. Ваших близких . Как Вы себя чувствуете? Есть хронические заболевания? Хроническая усталость? Не сильно, но часто болеете (при этом температура часто не превышает 37градусов)? Или просто хотите вести активный образ жизни и продлить активное долголетие!!! В этом случае рекомендуем ознакомиться с разделом нашего сайта, посвящённого восстановлению иммунной системы организма!!! Ей нужна Ваша помощь!!! Помогите ей!!! Она сотворит чудеса!!!

Нижеприведённые материалы выложены
исключительно для информационного использования.
Продажей оборудования и других материалов
компания в настоящее время не занимается
!!!

Счётчики пара, счётчики газа (ООО "ТИРЭС"). .

Оборудование для систем защиты электрических сетей, автоматики и управления от компании НПП "Новатек-Электро".

Сущность малого бизнеса

Малый бизнес в качестве экономического явления обладает рядом черт, которые характерны вообще для предпринимательства, а также специфическим набором свойств, которые позволяют рассматривать его как самостоятельный объект исследования.

Различают следующие сферы изучения малого предпринимательства:

  • В качестве определенного социально-экономического явления,
  • В качестве объекта статистического учета,
  • В качестве объекта воздействия государства, которое может быть регулирующего или фискального характера.

Замечание 1

Во втором и третьем случае критериями определения структуры малого бизнеса из всей системы экономических структур будут являться, в первую очередь, четкие количественные критерии. При рассмотрении малого бизнеса в качестве социально-экономического явления на первый план выступают качественные аспекты.

Критерии определения малого предпринимательства

Малый бизнес в качестве определенной макроэкономической категории показывает существование в экономике системы мелких экономических субъектов (предприятий, фирм), которые обладают полной экономической самостоятельностью и связывают экономику в одно целое.

При определении малого предпринимательства в экономической литературе до настоящего времени не сложилось единого мнения, как у отечественных, так и у зарубежных исследователей.

Авторы многих трудов часто дают произвольные определения малому бизнесу, определяя его наличием определенного количества рабочей силы или размером вложенного капитала .

В подходах при определении малого бизнеса можно выделить несколько критериев, в соответствии с которыми можно определить малое предприятие:

  1. Определение малого и среднего предприятия отличаются не только в разных странах, но и в внутри страны (по отраслям и территориям);
  2. Совокупность характеристик определяется в соответствии с практическими потребностями и должна служить конкретным целям;
  3. Большое количество определений отражает то, что малый бизнес не обладает четко выделенными границами.

При соотнесении предприятия к определенному сектору малого бизнеса в зарубежной статистике чаще всего применяют следующие критерии:

  • Численность рабочих,
  • объем валовой продукции,
  • оборот капитала (продажи),
  • объем фондов производства.

Качественные характеристики малого предприятия

Среди качественных характеристик малого предприятия выделяют:

  • Единство в праве собственности и непосредственном управлении предприятиями, включая связанный с ними риск;
  • Малый рынок сбыта, который не дает возможности предприятию оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цену или объем продаваемой продукции;
  • Правовая независимость;
  • Управление малым предприятием персонифицировано, так как собственник самостоятельно принимает участие во всех аспектах управления, а также принимает большинство решений.

Многие отечественные экономисты определяют малое предприятие как технически и технологически передовые, специализированные, мобильные, экономически эффективные предприятия, которые имеют относительно небольшую численность персонала.

Замечание 2

На сегодняшний день некоторые малые предприятия по технической вооруженности и производительности зачастую не уступают крупным фирмам, все чаще становясь составными звеньями крупнейшего общественного производства.

Мировая практика показала, что важным критерием, на основе которого предприятие различных организационно-правовых форм можно отнести к субъектам малого предпринимательства, является, прежде всего, средняя численность работников, которые заняты в отчетном периоде на предприятии.

Наиболее общими критериями, на основании которых предприятие причисляется к разряду малого бизнеса, можно назвать:

  • размеры уставного капитала;
  • величину активов;
  • объем оборота (прибыль, доход).

Термин «малое предпринимательство» предполагает количественную определенность, отделение его от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике различных стран побудила исследователей и практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение. Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое место в социально-экономической структуре общества .

Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной и т. п. государственной поддержки малых предприятий.

Традиционно в литературе к числу количественных критериев малого бизнеса относят:

численность занятых;

объем продаж (оборот);

стоимость активов.

Использование только количественных критериев для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса недостаточно по следующим обстоятельствам:

объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики несопоставимы, что требует корректировки понятия малого и среднего предприятия для каждой конкретной страны и отрасли, т. е. определения не только набора используемых параметров, но величины каждого из них;

межстрановые различия в методике расчета таких количественных критериев, как объем продаж, оборот, стоимость активов и т. п., что на практике может вести к подмене объекта сравнения при сопоставлении вклада данной категории предприятий в макропоказатели экономического развития; очевидные различия количественных критериев при отнесении к категории малого предприятия .

Формально-количественный подход необходимо дополнять качественными критериями. Такой подход позволяет рассматривать малое предприятие не как уменьшенную разновидность большой компании, а как организацию, функционирование которой отличается от жизнедеятельности крупной фирмы рядом специфических особенностей, а именно: высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой степенью восприимчивости к техническим, организационным, управленческим нововведениям, а также вынужденной постоянной изменчивостью, необходимостью постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменяться внутренне. Таким образом, можно объединить малые и средние предприятия в особую, отличную от крупных корпораций типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений с государством и корпоративным сектором экономики.

К таким качественным критериям малого бизнеса относятся:

относительно небольшое число производимых продуктов (услуг);

сравнительно ограниченные ресурсы (финансовые, кадровые и т. п.) и преимущественное использование нецентрализованных (неформальных) источников финансирования, что практически не позволяет выходить за рамки основной деятельности;

высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность;

менее развитые системы управления, сравнительно несложные процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы;

несистематичность менеджмента, преобладание «управления здравого смысла»;

концентрация большинства акций и соответственно управленческих постов у основателей предприятия и/или их родственников (функции собственности и управления чаще всего не разделены);

Концепция охватывает следующие количественные и качественные характеристики - прогнозы развития малых предприятий города Москвы на перспективу:

Концепция охватывает следующие количественные и качественные характеристики - прогнозы развития малых предприятий города Москвы на перспективу:

* количественные характеристики – общее усиление позиций малого предпринимательства в экономике и социальной сфере города, рост общего числа малых предприятий; структура малых предприятий по сферам деятельности; рост числа занятых в сфере малого предпринимательства; структура занятых в малом предпринимательстве по сферам деятельности; среднее число занятых на одном малом предприятии. К числу количественных характеристик можно также отнести такие показатели, как динамика доли малых предприятий в общем числе рабочих мест в городе, в общем числе вновь созданных рабочих мест в городе в течение соответствующего года, в налоговых и иных поступлениях в городской бюджет.

* качественные характеристики - рост степени зрелости (среднего возраста) малых предприятий; рост степени концентрации малых предприятий по основному виду деятельности; изменение структуры занятости на малых предприятиях в пользу увеличения доли постоянно занятых; рост доли малых предприятий, получающих банковские кредиты; рост доли малых предприятий, участвующих в выполнении заказов для государственных и муниципальных нужд, рост доли малых предприятий, имеющих устойчивые производственно-кооперационные связи с крупными предприятиями; рост доли устойчиво прибыльных малых предприятий.

Динамика количественных характеристик развития малого предпринимательства Москвы на предстоящую перспективу отражена системой показателей, приведенa таблицах 5.2., 5.3 и 5.4. Количественные характеристики охватывают в основном те позиции, которые занимает и будет занимать малый бизнес в сфере производства, инвестиций и занятости в экономике города, что, соответственно, определяет возможности малых форм хозяйствования оказывать ту ли иную меру позитивного воздействия на развитие экономических и социальных процессов в Москве. Сюда же относятся и тренды внутригородской территориальной дислокации малых предприятий.

Таблица 5.2.

Динамика валового регионального продукта Москвы и его доли,

формируемой за счет сферы малого предпринимательства (млрд. руб.).

Доля сферы малого предпринимательства в общем числе работающих в городе (в %)

Доля сферы малого предпринимательства в ВРП города (в %)

Как показывают данные таблицы 5.2, по нашим оценкам, доля малого бизнеса в ВРП региона (города) по “оптимальному варианту” увеличится с нынешних 12-13% до 35-37%, существенно снизится разница между долей малого бизнеса в общем числе занятых и в общем объеме производства товаров и услуг в городской экономике. По “оптимальному варианту” число малых предприятий в городе (здесь и далее – по действующим признакам субъектов малого предпринимательства) увеличится со 180 тыс. в 2000 году до 200 тыс. в 2010 году и 230 тыс. в 2020 году (с учетом названной выше тенденции к опережающему росту индивидуальных форм предпринимательства, число которых возрастет до примерно 500 тыс.).

В результате такого значительного количественного роста перспективе заметно усилится воздействие малых форм хозяйствования на ситуацию в области занятости населения города и всю сферу трудовых отношений. Доля занятых в данном секторе может возрасти к концу прогнозируемого периода примерно – до 55% и даже 60% от общего числа занятых в городе (См. табл.5.3).

Таблица 5.3.

Общие показатели развития малого предпринимательства

Москвы с 1996 г. по 2020 г.

Количество малых

предприятий (тыс.)

Число занятых в сфере малого предпринимательства (тыс. чел. Среднесписочного состава, плюс совместители и работающие по договорам, тыс. чел.)

Число занятых на одном

Предприятии

*) Примечание: по наиболее достоверным оценкам, это соответствует примерно 60% от прогнозируемого общего числа занятых в городе.

Среднее число занятых на одном малом предприятии если и будет увеличиваться, то незначительно – с нынешних 9 человек до примерно 12 человек с сохранением действующей пропорции постоянно/временно занятых. Сохранится и даже увеличится роль факторов вторичной и даже третичной занятости в сфере малого бизнеса. Как мы полагаем, к концу прогнозируемого периода в расчете на “полнодневную занятость” во всех сферах малого бизнеса будет трудиться примерно 60% общего числа работающих в городе.

Что касается отраслевой структуры городского малого бизнеса , то здесь наиболее предположительны следующие тенденции. По данным официальной статистики, в структуре среднесписочной численности работников малых предприятий города в 2000 г. на промышленность приходилось 9,7%, на транспорт – 1,9%, на связь – 0,3%, на строительство - 16,9%, на торговлю и общественное питание – 42,8%, на общекоммерческую деятельность - 5,7%, на науку - 2,6%, на другие отрасли – 20,1%. Показательно, что при снижении, по данным официальной статистики, численности работающих по сравнению с 1999 г. в сфере малого предпринимательства на 6,2 % (до 1 млн. 426 тыс. человек), доля занятых в промышленных МП сократилась до 9,7 %; в строительстве так же снижение этого показателя на 16,9%, сокращение на 2,6% в научных малых предприятиях, а в торговле - имел место рост занятых до 42,8%.

В соответствии со сделанными прогнозами (см. табл.5.4), в структуре реализации продукции малых предприятий города (производство товаров и услуг) доля промышленности увеличится с нынешних 7-8% до 13% в 2010 году, но затем стабилизируется или даже сократится. Доля транспорта и связи останется относительно неизменной. Доля строительства увеличится, достигнув докризисного уровня 1998 года (15%). Существенно сократится доля торговли и общественного питания (с 64-65% до 42-45%). Несколько восстановит утраченные в ходе кризиса позиции такая сфера деятельности малого бизнеса, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (до 7-8% против нынешних 3%). Заметно увеличится доля продукции малых предприятий, действующих в сфере ЖКХ и непроизводственных видов бытового обслуживания (с нынешних 0,2-0,3% до 2-3%).

Восстановит свои позиции начала-середины 90-х годов и малый бизнес, действующий в сфере науки и научного обслуживания (с нынешних 2-2,5% до 7-8% против почти 10% в середине 1990-х годов). Вдвое – примерно до 8% - возрастет доля “продукции” малых предприятий, действующих в сфере кредитования, страхования, социального обслуживания и пенсионного обеспечения (см. табл.5.4).

Таблица 5.4.

Изменение структуры выручки от реализации товаров и услуг

в сфере малого предпринимательства Москвы

в том числе:

Промышленностъ

Транспорт,

Строительство

Торговля и общественное питание

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

Наука и научное обслуживание

Кредитование, финансы, страхование и пенсионное обеспечение

Другие отрасли

Таким образом, в отраслевом разрезе в структуре “продукта” малого предпринимательства доля промышленности будут несколько увеличиваться, но только до 2010, а далее уже будет сокращаться. Заметно усилятся позиции строительного малого бизнеса, а также малого бизнеса, действующего в сфере общего хозяйственного обслуживания. Существенным будет и увеличение доли малого предпринимательства в сфере ЖКХ и непроизводственных видов бытового обслуживания.

В территориальном разрезе сферы малого предпринимательства г. Москвы также произойдут существенные изменения. В настоящее время по количеству малых предприятий и, соответственно, числу занятых на них лидирует Центральный АО (60,83 тыс. малых предприятий и около полумиллиона работников). Западный АО и Юго-Западный АО близки по этому показателю друг к другу и составляют вторую группу с числом МП порядка 20.000 и числом работников порядка 120-180 тыс. чел. Северный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Восточный и Южный АО можно объединить в третью группу, с числом малых предприятий от 10.000 до 15.000 с численностью работников, как правило, от 70 до 100 тыс. человек. Замыкают этот ряд Северо-Западный округ (7,5 тыс. малых предприятий и 104,7 тыс. работников и г. Зеленоград (2,77 тыс. малых предприятий с 21, 35 тыс. работников).

Согласно оценкам, к концу прогнозируемого периода (см. табл. 5.4) доля малых предприятий, расположенных в ЦАО, ко всей численности МП Москвы сократится с 34,5% до 28%. Доли остальных АО увеличатся (кроме ЗАО и ЮЗАО), особенно значительно – за счет САО, СВАО и Зеленограда (см. табл.5.5).

Таблица 5.5.

Структура малых предприятий по Административным Округам Москвы

(к итогу, в %. г. Москва в целом = 100%)

В перспективный период, как показывают данные табл.5.5, усилят свои позиции в московском малом бизнесе ВАО, САО, СВАО, СЗАО, ЮВАО, ЮАО и Зеленоград. Произойдет также некоторое “сглаживание” различий между округами по степени насыщенности малыми предприятиями на 1000 человек населения. Ныне это различие составляет примерно 10 к 1 (ЦАО и ЮАО), но концу прогнозируемого периода этот разрыв составит примерно 7 к 1 (см. табл.5.6).

Зеленоград

Анализ статистических данных показывает существенные различия округов Москвы не только по их общей “насыщенности” малыми предприятиями, но и по средней численности работников на одном малом предприятии. При средней численности малых предприятий в 1999 году в 7,5 чел. (с учетом совместителей эта величина составляла 8,7 чел., а на 2000 год ее оценивают в 8,9 чел.) минимальное число занятых на одно малое предприятие (3,7 чел.) приходилось на Юго-Восточный округ и наибольшее (14,1 чел.) - на Северо-Западный округ. Надо сказать, что столь значительные разрывы в средней численности малых предприятий по округам Москвы едва ли объяснимы с точки зрения территориальной специфики их отраслевой структуры и, видимо, регулируются некими территориальными особенностями (возможностями) привлечения как “базовой”, так и “теневой” части персонала малых фирм. В этой связи, данный аспект дифференциации в настоящий момент с трудом поддается какому-либо прогнозированию и очевидно нуждается в дополнительном изучении.

Перспективные тенденции развития московского малого бизнеса, как мы полагаем, будут отмечены выравниванием межтерриториальной дифференциации в степени насыщенности малыми предприятиями различных округов Москвы, однако надо иметь в виду, что в силу специфики деятельности малых предприятий на отдельных территориях города, заметные значения названной выше дифференциации сохранятся и в перспективе.

Для правильного понимания перспектив малых форм хозяйствования в городе и формирования систем (инструментов) их поддержки очень важна правильная оценка такого качественного фактора (ранее практически не представленного в соответствующих экспертно-аналитических разработках), как степень зрелости московского малого бизнеса. Важность этого фактора в том, что осуществляемая политика поддержки должна быть перспективной, но не должна значительно опережать ту реальную стадию развития (зрелости) малого предпринимательства, на которой он находится. Несоответствие этих условий друг другу превращало бы предпринимаемые городскими властями усилия в области поддержки малого бизнеса в заведомо неэффективные. Сложность здесь состоит, что отслеживание качественных показателей городской среды малого предпринимательства представляет собой куда более сложную задачу, нежели анализ названных выше количественных показателей.

Официальной “демографической” статистики малого предпринимательства не существует. Это не позволяет в полной мере реализовать аналитические и практические возможности, заложенные в таком важном показателе, как средняя продолжительность существования (реальной хозяйственной) деятельности для малых предприятий города.

Кроме того, наиболее существенным моментом в выявлении степени зрелости московского малого предпринимательства следует считать оценку среднего уровня имущественной обеспеченности типичного малого предприятия (в дальнейшем для краткости – “имущественный ценз малого предприятия”). Имущественный ценз прямо и косвенно выражает и фондовооруженность предприятия, стабильность малого бизнеса и потенциальную широту маневра его предпринимательской деятельности, уровень благосостояния предпринимателя, возможности создания рабочих мест и пр. А все это вместе определяет стиль и варианты направлений предпринимательского поведения.

Проведенное социологическое обследование показало, что в среднем имеющееся имущественное обеспечение явно недостаточно ни для масштабного привлечения кредитных ресурсов банковского сектора (оставляя в стороне проблемы самих банков при кредитовании малого бизнеса), ни даже для самофинасирования (например, за счет амортизационных отчислений). Совершенно ясно, что нынешний имущественный уровень предопределяет склонность владельцев малого бизнеса подчас к неоправданному риску, к недобросовестности в ведении дел с партнерами: в имущественном плане им часто просто “нечего терять”.

Характерно, что использование личного имущества в предпринимательских целях распространено примерно на 35% опрошенных малых предприятий. Налицо очевидный феномен смешанной формы имущества – существенный признак того, что зрелость российского малого бизнеса (за пределами его индивидуализированных форм, где последнее естественно) не имеет соответствующей материальной базы, прежде всего, на началах полной собственности. В этой связи, как мы полагаем, существенной стороной развития московского малого бизнеса в предстоящей перспективе и один из важнейших приоритетов его поддержки должно стать преодоление дисбаланса между степенью его зрелости в смысле возраста, опыта хозяйствования, широты хозяйственных связей и проч., и чрезвычайной узостью той имущественной базы, на которой он строит свою экономическую активность. Это потребует специально адаптированных к сфере малого бизнеса инструментов поддержки инвестиционной деятельности малого бизнеса, а также особых мер по защите интересов собственника в сфере малого предпринимательства (льготные возможности наследования, перенятия малых бизнесов, защита имущественных интересов членов семей в рамках семейных малых предприятий, систем комплексного страхования смешанных коммерческих / потребительских активов малых предпринимателей и пр.).

Несомненно, что степень зрелости малого бизнеса характеризуется также его финансово-кредитными отношениями. В рамках проведенного обследования уточнялись роль различных источников кредитования малого предпринимательства и основные причины обращения к тем или иным источникам финансовых ресурсов. Из опроса выяснилось, что абсолютное большинство малых предприятий вынуждено привлекать для финансирования текущих операций и капиталовложений почти исключительно собственные средства и средства др. физических лиц. На коммерческие банки во главе со Сбербанком приходится очень незначительная доля внешнего финансирования московского малого бизнеса.

Практически 80-90% заемных средств в сферу малого бизнеса поступают из внутренних источников и от физических лиц, что фактически подтверждает существование в городской предпринимательской среде мощного неформального рынка кредитов. Такой рынок в преобладающей мере находится в теневой сфере финансового обращения, и при этом большая часть спорных вопросов там решается вне правового поля. Также существует высокая вероятность определённой криминализации этого рынка. Декриминализация возможна только за счет расширения доступной сети источников заемных средств малого бизнеса. При этом, как свидетельствует и мировой опыт, декриминализация в сфере финансирования малого бизнеса, устойчиво ведет к декриминализации его деятельности в целом. Очень важно создать условия для антикриминальной защиты наиболее уязвимых в этом смысле стартовых малых предприятий – до обретения ими опыта и навыка противодействия подобным криминальным проявлениям.

В этом контексте в перспективе формирование зрелости московского малого бизнеса будет идти по пути “нормализации” его взаимоотношений с институтами банковско-кредитной системы. Для легализации той части ссудного рынка, который обслуживает московский малый бизнес, и ее канализации в русло институтов банковско-кредитной системы необходимо активное государственное участие в комплексном преобразовании всей системы предоставления банковских услуг \ кредитов для малых предприятий. При этом весь пройденный опыт подсказывает, что решение этой проблемы, скорее всего, лежит не в направлении создания специализированных (например, муниципальных) банков для малого бизнеса (это, по существу, консервация еще одного канала перекачивания бюджетных средств), а в создании систем, обеспечивающих условия и стимулы для работы с малом бизнесом и на конкурентных началах для всех институтов банковской системы. Динамика иных качественных показателей развития малого предпринимательства Москвы на предстоящую перспективу может быть выражена следующей системой показателей (см. табл.5.7).

Таблица 5.7.

Качественные показатели развития малого предпринимательства

г. Москвы

Динамика степени зрелости (среднего возраста) малых предприятий

Более 5 лет

Рост степени концентрации малых предприятий по одному основному виду деятельности

Не более 15%

Доля постоянно занятых в общей занятости на малых предприятиях

Динамика доли малых предприятий, получающих банковские кредиты

Динамика доли малых предприятий, участвующих в выполнении заказов для государственных и муниципальных нужд

Динамика доли малых предприятий, имеющих устойчивые производственно-кооперацион-ные связи с крупными предприятиями

Динамика доли устойчиво прибыльных малых предприятий

Доля малых предприятий, использующих свои производственные, торговые и иные помещения на началах собственности

(*) по данным мониторинговых обследований и частично по данным официальной

статистики; (**) экспертный прогноз.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТОЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Учет на предприятии малого бизнеса
по теме: Понятие субъектов малого предпринимательства. Основные критерии определения малого предприятия.
студентки 5 курса отделения менеджмент по отраслям
Коробковой Анастасии Сергеевны

Проверил:
Погосян А.С.
Оценка:
_______
Подпись:
_______

Рязань, 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «малое предпринимательство» 5
2. Основные критерии определения малого предпринимательства 7
3. Количественные критерии определения малого предпринимательства 8
4. Качественные критерии определения малого предпринимательства 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов экономического и социального развития региона, так как именно малый бизнес позволяет создать дополнительные рабочие места, обеспечить занятость населения и рост производства, и, как следствие, смягчить последствия кризиса и снизить социальную напряженность в обществе.
Цель государственной политики – создание благоприятных условий для развития предпринимательства в тех направлениях, которые дают максимальный социально-экономический эффект, а также своевременное принятие решений, направленных на стимулирование бизнеса, определение наиболее перспективных направлений, которые стимулируют появление так называемых новых «точек роста». Для реализации этой цели очень важно знать понятие субъектов малого бизнеса и основные критерии их определения.
Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. В настоящее время в странах Европейского союза, Японии, США уже существует опыт исследований национального и международного уровней по различным аспектам проблемы развития малых и средних предприятий. Появляются примеры таких исследований и в России, а также в других странах Восточной Европы. Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется различием подходов к определению малого и среднего предприятия. Вместе с тем, отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение малого бизнеса, по-видимому, изначально обречены на провал.
Однако в каждой стране, параллельно существуют свои национальные подходы к определению малого предпринимательства, варьирующиеся для конкретных целей.
Цель контрольной работы – дать понятие субъектам малого предпринимательства и выявить основные критерии определения малого предприятия.

    Понятие «малое предпринимательство»

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого предпринимательства, оно представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
У малого и среднего бизнеса есть своя организация - «Опора России».
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 4 настоящего Федерального Закона (далее ФЗ)
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Основные критерии определения малого предпринимательства

Проблемы, возникающие при сравнительных исследованиях уровня развития малого и среднего бизнеса в отдельных странах, наглядно демонстрируют методологические и практические трудности, связанные с установлением единых подходов к определению границ малого предпринимательства.
В ходе анализа международной практики выработки критериев выделения сектора малого и среднего бизнеса, как правило, используются либо количественные, либо качественные ограничения, причем первые, в силу их измеримости, используются чаще и являются более предпочтительными.
В зависимости от сложившихся экономических моделей и культуры разных стран, как количественные, так и качественные критерии могут существенно различаться. Нередки ситуации, когда различаются даже цели разграничения на малые, средние и крупные предприятия внутри одной страны.

    Количественные критерии определения малого предпринимательства

Ограничение по статусу
    Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.
Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Ограничение по численности работников

    К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия.
Число постоянных работников не должно превышать 250 человек
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

Ограничение по выручке
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

    микропредприятия - 60 млн рублей;
    малые предприятия - 400 млн рублей;
    средние предприятия - 1 млрд рублей.

    Качественные критерии определения малого предпринимательства

Среди качественных критериальных признаков, свойственных малому предпринимательству, и традиционно указываемых в международной практике, следует назвать следующие:
единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;
обозримость и прозрачность малого предприятия, масштабы которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего на фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;
персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;
относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде. Из этого правила есть исключения. Некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически становятся в ее пределах монополистами;
семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.;
малым фирмам свойствен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятие может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства. В нем сформулировано не только понятие субъектов малого бизнеса, их категории и критерии, по которым физические и юридические лица относят к предприятиям малого и среднего бизнеса, но также прописаны положения государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция РФ
    Гражданский кодекс РФ
    Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
    Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". б.д. http://www.auditit.ru/ articles/account/basis/a79/ 44632.html (дата обращения: 10 март 2012 г.).
5. Колесникова Л.А.. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. – 2000. – 210 с.
6. Малый бизнес в России. Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. М., КОНСЭКО, 1998. – С.45 - 47.
error: