Профориентация в школе: нужна ли она. Или: кем вырастут наши дети

Профориентация детей имеет свои особенности, по сравнению с профориентацией для взрослых. Родители нередко задают вопрос:

– В каком возрасте необходимо проводить первую профориентацию детей?

Однозначного ответа нет. О профориентации чаще всего начинают думать в спешке, в 15-16 лет, когда пришло время поступать в вуз, но в какой – совершенно непонятно. Тогда родители в панике, по принципу «скорой помощи» начинают подыскивать для чада профориентацию. И это уже не профориентация детей, а вообще не понятно что. Что делать, если после профориентации специалист заявит, что нужно идти в тот вуз, к которому подросток не подготовлен, а за оставшийся год шансов подготовиться практически нет? Не осталось времени… А время быстро летит.

Будет большой ошибкой думать, что профориентация нужна только одна. Это всё равно что сказать: стоматолог больше никогда будет Вам не нужен! Я всё вылечил! «Вылечить всё» абсолютно невозможно. К профориентации, в том числе к профориентации детей, надо прибегать в разном возрасте и несколько раз, у разных специалистов и по разным методикам. Почему? Да потому, что область сложнейшая – дифференциальная диагностика способностей и талантов.

Это намного труднее, чем определить источник заболевания или, скажем, источник проблемы в компьютере. Ведь речь идёт не о компьютере, а о человеческом мозге и душе. Именно поэтому не поскупитесь на тестирование. Когда «искателей» много, больше вероятность, что хоть одному повезёт и он найдёт клад!

Может быть полезна в возрасте, скажем, 5, 7, 9, 11, 13, 15 лет. Я работаю по авторской методике выявления способностей в ребёнке. Иногда, чтобы выявить эти способности, с ребёнком нужно долго и кропотливо заниматься несколько раз в неделю, чтобы сделать его таланты видимыми, заметными. Чем раньше – тем лучше.

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным человеком. Именно семья должна подсказать и направить ребенка в правильное русло, распознать зачатки таланта в определенной области. Но в настоящее время существует большое количество специализаций. Зачастую это в момент выбора будущей профессии ставит в тупик не только подростков, но и взрослых. Для таких случаев разработан специальный тест, и многие родители задаются вопросом: «Где пройти тест на профориентацию в Москве?». Для этого достаточно обратиться в наш французский психолого – педагогический центр «Сократ».

В процессе профессиональной ориентации важным является изучение многих компонентов личности, а именно:

  • Доминирующий тип мышления;
  • Тип высшей нервной деятельности;
  • Степень социальной адаптации;
  • Уровень социальной одаренности;
  • Уровень интеллектуальных способностей;
  • Одаренность ребенка в различных областях деятельности;
  • Структура мотивации;
  • Уровень самооценки.

Учитывая все компоненты психологического портрета ребёнка, специалист максимально точно сможет подобрать будущую профессию, которая позволит подростку реализовать себя как высококлассного специалиста.

Данный вид тестирования особенно актуален для подростков, которые стоят перед выбором высших учебных заведений. Благодаря многофакторной оценке психологического портрета, можно рекомендовать список ВУЗов и уровень образовательной нагрузки, который будет оптимален для каждого ребенка в отдельности. Грамотный и индивидуальный подход к выбору будущей профессии – залог счастливого будущего вашего ребенка.

Что такое тест на профориентацию?

Тестирование на профориентаця – это мероприятие, на котором проходя тесты и задания различного характера, ребёнку подбирается будущая профессия. При выборе места, где пройти профориентацию, важно учитывать, чтобы его специалисты применяли индивидуальный подход, а не действовали шаблонно. Психологи центра «Сократ» используют не только тесты международного научного сообщества, но и методы личностного взаимодействия с ребенком. Поэтому наши результаты достоверно отражают профессиональные возможности подростка.

Как проходит тест на профессиональную ориентацию?

Если ребенок ощущает трудности в выборе будущей профессии, делать выбор наугад не рекомендуется. В худшем случае вы можете получить неудовлетворенного жизнью человека, который всем сердцем будет ненавидеть свою работу. В этой ситуации важно вовремя обратиться к грамотному клиническому психологу. Пройти профориентацию в Москве можно в нашем психолого – педагогическом центре «Сократ», в котором работают ведущие клинические психологи.

Профориентационное тестирование включает в себя батарею тестов, как в письменной, так и устной форме. Формат тестирования определяется психологом во время первой встречи. Благодаря диалогу с психологом, проводится более глубокая оценка всех граней личности подростка.

В ходе тестирования определяется, в каких областях подросток наиболее заинтересован и способен. В завершении исследования ребенку и его родителям предоставляют список профессий, которые больше всего подходят под его тип личности.

Работа с детьми в нашем центре «Сократ» проходит в 3 этапа:

  • Первая встреча – это знакомство клинического психолога, ребенка и его родителей. В ходе данной встречи специалист определяет круг проблем, выстраивает примерный план работы, мягко подготавливает ребенка к работе и начинает процедуру тестирования;
  • Вторая встреча – продолжение и завершение тестирования. Ребенку предлагаются разнообразные задания в устной и письменной форме. Это довольно увлекательный процесс, поэтому тестирование проходит в непринужденной форме и не заставляет ребенка нервничать. После второй встречи специалист проводит глубокий анализ всей собранной информации – от первых сказанных фраз и жестов ребенка до анализа количественных показателей пройденных тестовых заданий. Аналитическая работа психолога занимает от 8 до 12 часов;
  • Третья встреча – оглашение ребенку и родителям результатов теста. Психолог дает рекомендации относительно не только будущей профессии, но и занятий в кружках и секциях, которые позволят максимально развить в ребенке его лучшие стороны. Определяется дальнейший план работы с детьми и их родителями, возможно составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Неоднократная встреча ребенка и специалиста нашего центра является ключевым компонентом диагностики. Часто психологи встречаются с проблемой замкнутости детей и подростков. С каждой новой встречей барьер в общении между психологом и ребенком уменьшается, что позволяет оценить его психологический портрет максимально точно. В результате эта тактика позволяет специалисту давать более компетентные рекомендации относительно каждого клиента. Именно поэтому на вопрос «Где пройти профориентацию школьнику?», мы предлагаем психолого-педагогический центр «Сократ».

Почему стоит выбрать психолого – диагностический центр «Сократ»

Перед выбором, где пройти тестирование на профориентацию, важно изучить информацию о центре, куда Вы хотите обратиться. Для определения профессиональной ориентации требуется индивидуальный подход. Личность каждого ребенка и подростка не только интересна, но и очень сложна, поэтому разобраться в ее тонкой структуре может лишь опытный специалист. В нашем центре работают ведущие клинические психологи с многолетним стажем работы. Они уделяют особое внимание каждому клиенту.

При желании вы можете пройти пробную бесплатную версию онлайн-тестирования на сайте нашего центра http://сайт/test.

Помимо теста на профориентацию центр «Сократ» предлагает и другие виды тестирования, которые помогут семье в воспитании успешного человека:

  • Диагностика и коррекция нарушений личностного развития и поведения детей и подростков;
  • Уровень интеллекта детей и подростков;
  • Ведущие тенденции личностного развития;
  • Готовность ребенка к обучению в школе;
  • Готовность ребенка к обучению в профильных классах или к обучению за рубежом;
  • Определение доминирующего типа мышления;
  • Определение склонностей и специальных способностей ребенка.

Что такое профориентация для школьников?

Профориентация для школьников - это процесс поиска ответа на вопрос "кем быть школьнику". Для того, чтобы этот ответ найти, нужно исследовать данного школьника на предмет его способностей, потребностей, ценностей, умений и знаний.

Это профориентолог делает в присутствии родителей и с участием родителей. Это глубокая совместная работа. Конечно, школьнику будут даны задания, чтобы определить свойства его интеллекта и личности.

У нас в центре ПрофГид всё это делает не компьютерная программа, а живой человек. Мы считаем, что это принципиально ценно для принятия точного решения о судьбе ребёнка.

В каком возрасте уже можно выбирать профессию?

В 14-15 лет человеку можно определить профессию достаточно безошибочно. Но сделаем оговорку: если он готов к работе по выбору профессии. Это значит, что если у него достаточно опыта взаимодействия с разными сторонами реальности, если он готов не согласиться с утверждением взрослого человека, если у него есть привычка к умственному и физическому труду и если он психически здоров.

А до 12 лет возможна профориентация?

До 12 лет профессию можно выбрать далеко не каждому, и очень приблизительно. Причин две. Во-первых, ребёнок ещё не изучал химию, физику, биологию в школе. Во-вторых, у него маленький социальный опыт. Поэтому в этом возрасте не стоит ребёнка ограничивать, загоняя в определённые сферы. Пусть он развивается всесторонне, изучая себя и мир вокруг себя.

И всё же к 12 годам основные направления возможного развития и основные ограничения в способностях уже просматриваются. Важно очень аккуратно выявить эти ограничения, свойства ребёнка — как личностные, так и интеллекутальные. Можно и нужно разработать план интеллектуального и личностного развития до 15 лет, определить специализацию класса, школы, направить ребёнка в кружки и секции, дать список книг, необходимых к прочтению и список умений, которыми он должен овладеть к 14-15 годам.

Этим занимается нейропсихолог Анна Андреева, выявляя способности детей до 12 лет и разбирая сложнейшие случаи .

Когда проходят консультации?

Мы можем принять вас в любой удобный для вас день. Профориентация начинается в 10, 13, 16 и в 19 часов по московскому времени.
Профориентация возможна как в офисе в Москве, так и онлайн (skype, viber).

А по интернету консультация не хуже?

Консультация по скайпу или вайберу не хуже, если хорошая связь и мы видим и слышим друг друга. Как правило, связь хорошая.

Конечно! Это очень важная часть профориентации. Мы стараемся найти вузы и колледжи, подходящие вам по месту расположения (город, страна), по цене, по баллам ЕГЭ, по набору предметов, по тому, есть ли военная кафедра, общежитие, по другим параметрам.

А если мой ребёнок совсем не знает, чего он хочет?

Так не бывает, чтобы подросток ничего не хотел. Он не хочет только то, что вы ему предлагаете. Но для него существуют очень приятные подарки судьбы. Просто вы про это пока не знаете. Мы всегда находим приятную для ребёнка деятельность. Всегда.

Обычно на профориентацию старшеклассники приходят с полной неразберихой в умных своих головах. Отчего неразбериха? А вот от чего. Неизвестно, чем руководствоваться, выбирая профессию. Самое очевидное: школьные предметы.

От них, что ли, плясать? Хорошо идет обществознание - пойду туда, где его сдают. А это экономические вузы. А хочешь ли ты работать экономистом? Нет? А кем же? Вот и разбираемся. Или: хорошо идет физика с математикой - пойду в инженерный вуз. А хочешь ли ты потом с этим работать? С чертежами, расчетами? В конструкторском бюро? Или на заводе или на стройке? Нет? Значит, надо разбираться.

Всю "карту ребенка" разложить на столе и увидеть сильные стороны и склонности (интересы). Склонности могут быть до такой степени странными и разными - что, ну, просто ничего не понятно. ни старшекласснику, ни его родителям. Всё хочет ребенок. И вот сидим разбираемся. Это надо сделать, надо. Со всех сторон всё рассмотреть, всё увидеть и принять обоснованное решение. Нет людей ни к чему непригодных. Нет. И в вашем ребенке - клад. Давайте вместе искать клад.

Любой родитель хочет помочь своему ребёнку , а каждый ребёнок с детства слышит вопрос: «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Оказание помощи подросткам и молодёжи в подготовке к выбору професии с учётом особенности личности, называется профориентацией. Специалисты имеют большой арсенал необходимых технологий, которые включают в себя диагностические методики, беседу, групповую тренинговую работу и многие другие. Существуют специальные профориентационные лагеря, центры и другие учреждения, где трудятся разные специалисты – педагоги, психологи и . Большинство таких заведений и мероприятий рассчитаны на ребят подросткового возраста по причине того, что дети уже должны иметь представление о мире профессий. Современная российская система образования построена таким образом, что в средней школе нередко классы уже разделены на профили, а от детей требуют определиться, какие профильные экзамены они будут сдавать.

Профинформация

Одно из самых важных направлений профориентационной работы – профинформация. Ребёнок должен понимать, насколько разнообразен мир профессий, насколько специфична каждая из них. Нередко в своей работе я сталкиваюсь с вопросами подростков: «а какие вообще специальности существуют?», и это действительно серьёзная проблема. Дети не могут выбрать себе профессию не потому, что не могут определиться со своими интересами и желаниями, а потому, что не представляют, из чего выбирать. В старшем подростковом возрасте заниматься профинформацией необходимо, но можно делать это и раньше, начиная с , когда дети впитывают в себя информацию, словно губка, и хотят примерить на себя все роли. В предоставлении ребёнку информации о разных профессиях важно следить, чтобы профинформация не переросла в профагитацию, информирование должно быть объективным и непредвзятым.

Знакомство с миром профессий

Становится ведущей деятельностью у детей после 3-х лет. Дошкольники пробуют на себе разные роли, среди которых нередко можно найти и профессиональные амплуа: игры в продавца, врача, полицейского, учителя. Если не препятствовать малышу в таких играх, а поддерживать, то уже в этом возрасте можно заметить некоторые тенденции в профессиональном самоопределении. Некоторые дети с удовольствием будут продавать листочки бумаги, другие – считать полученные «деньги», кто-то будет наслаждаться возможностью общаться с другими людьми, в то время как некоторые малыши скорее захотят в одиночестве рисовать, например, «входные билеты в театр». По такому выбору ребёнка можно определить даже не сферу или направленность, а лишь общий характер деятельности, подходящей малышу. Разумеется, через 10-15 лет этот ребёнок будет совсем другим человеком, но, например, темперамент останется прежним – это врождённая совокупность свойств психики, которая впоследствии становится базой для формирования характера.

Чем старше становится ребёнок, тем более подробно можно знакомить его с миром профессий. Если ребёнок проявляет интерес к какой-либо специальности, можно попросить кого-то из знакомых, работающих в этой области, рассказать о своей специальности ребёнку, провести экскурсию по месту работы, рассказать о специфике деятельности, возможно, дать ребёнку попробовать что-то сделать самостоятельно. Даже если впоследствии малыш выберет совершенно другую профессию, яркие впечатления о приключении, когда он на пару часов оказался, например, помощником повара, запомнятся ему на всю жизнь.

А вот грузить ребёнка до достижения младшего подросткового возраста не стоит. Во-первых, большинство опросников рассчитаны на старший подростковый, а некоторые и на юношеский возраст. Во-вторых, все диагностические методики построены по принципу выбора между некоторыми предложенными видами деятельности, а значит, ребёнок уже должен иметь представления о большинстве профессий. Нередко психологи сталкиваются с ситуациями, когда при диагностической работе больше всего времени уходит на объяснение подростку названий профессий и принципов этой работы. В-третьих, диагностика – достаточно скучный процесс для ребёнка, а значит, продуктивным он являться не будет.

Переоценить пользу ранней профориентации сложно: пробовать себя в разных видах деятельности очень полезно. Чем раньше выявятся , выяснится, чем интересно заниматься, тем больше будет времени для тренировки этих способностей, для подготовки к главному выбору в жизни. Тогда к окончанию школы выбор специальности и учебного заведения будет намного более продуманным, осознанным и продуктивным.

Екатерина Сафонова

Не самая простая задача. Взрослые и сами-то зачастую до самой пенсии не знают, чем хотели бы заниматься на самом деле. А ребенка наставить на путь истинный еще сложнее.

Кем быть? Для детей это очень сложный вопрос. Ведь они еще очень мало знают о мире и о себе самих. Еще и родители часто оказывают медвежью услугу: ориентируются на свои, а не на детские интересы, настаивают на том, что якобы престижно, но не по душе ребенку. В общем, воплощают в детях собственные амбиции. Свои советы читателям сайт дали специалисты онлайн-школы «Фоксфорд» – они рассказали, как помочь ребенку определиться с выбором и не навредить.

Дошкольники и младшеклассники: не ждите от ребенка результата

Дети от 4 до 7 лет могут неделями увлекаться одним и тем же: лепить, танцевать, строить башни или нянчить кукол. Это не значит, что нужно отдавать ребенка в художественную или танцевальную студию, кружок лего или школу родительства. Ребенок, который с трех лет настойчиво интересуется чем-то и показывает явные способности, скорее исключение из правил. Обычно дети пробуют все, до чего могут дотянуться, и периодами увлеченно занимаются чем-то одним. Не бойтесь загубить талант, бойтесь заглушить внутренний голос ребенка чрезмерной занятостью.

Санитарные правила и нормы для детских садов неспроста предписывают дошкольникам играть совершенно свободно по 3−4 часа в день. Родители часто стремятся занять ребенка «более полезными» делами: уроками английского, ритмикой, кубиками Зайцева – всего этого должно быть в меру. В свободной игре ребенок развивает воображение, самоконтроль, внимание и память самым здоровым и естественным образом. Чего стоят знания английского без смелости говорить или умение читать без воображения?

Первые два, а то и все четыре года в начальной школе у ребенка уходят на то, чтобы научиться учиться – подготовиться к переходу в среднюю ступень. В то же время школьник начинает или продолжает заниматься спортом, музыкой, творчеством в кружках и секциях, заводит первых друзей.

Бывает так, что мальчик решает бросить карате, чтобы пойти на футбол с новым другом. Или девочка хочет оставить хореографию ради лепки из глины. Редкий родитель согласится на такое – еще бы, столько лет вложено в занятия, за плечами пояса, медали и дипломы. Нужно ли уговаривать ребенка остаться, чтобы воспитать характер. или дать ему свободу выбора?

И для родителей малышей, и для родителей младшеклассников совет один: поддерживайте интерес, а не выбор. Пусть ребенок видит, что для вас важно не карате или футбол, а его здоровье, ловкость и мастерство. Пусть дочка знает, что вы любуетесь ее грацией и хотите, чтобы она оставалась энергичной и гибкой, но дайте сделать выбор. Лепка не заменит физическую активность, а гимнастика, йога, капоэйра или фигурное катание – вполне.

Если у ребенка появился новый интерес – рисование, шахматы, робототехника или шитье, – поддержите словом, купите материалы и абонемент в студию, хвалите за успехи, но не ждите результатов. Чем больше ребенок попробует, тем лучше поймет себя. Только тот, кто умеет прислушаться к себе и получил достаточно впечатлений, способен выбрать свой путь.

Ребенок будет пробовать и искать свой интерес и в средней школе. Подростковый возраст – время экспериментов, так что наберитесь терпения и будьте готовы поддержать увлечения ребенка.

Подростки и старшеклассники: только серьезная практика

Кажется, шутить про юристов и экономистов осталось недолго. Ректоры столичных вузов отмечают, что в 2017 году многие выпускники выбрали инженерные специальности и информационные технологии. И правильно, ведь эти направления лежат в основе половины профессий будущего.

В выборе специальности старшеклассник сталкивается с тремя ключевыми проблемами:

Слышал о разных профессиях, но хорошо представляет только те, что видел в жизни и кино;

Не знает, какие личностные и физические качества нужны в конкретной работе;

Неверно оценивает свои способности и интересы.

Чтобы ваш ребенок сделал осознанный выбор будущего, встреч с интересными людьми и экскурсий на завод елочной игрушки недостаточно. Нужно, чтобы школьник примерил профессию на себя и получил обратную связь от специалиста. Детям до 14 лет подойдут образовательно-развлекательные города профессий, а старшеклассникам нужна серьезная практика. Тут подойдут три способа.

1. Профориентационный лагерь

Ученики средней и старшей школы знакомятся с профессиями в каникулярных образовательных лагерях. Например, в лагере робототехники школьники осваивают инженерное дело и программирование как настоящие мастера – делают полезных роботов. Одни загораются роботостроением, другие понимают, что заманчивая профессия им не подходит. Но все участники смены узнают, как роботы помогают человеку в медицине, на производстве, в образовании, и лучше понимают мир будущего.

Другое перспективное направление – информационные технологии. Не переживайте, если ваш школьник не выпускает гаджет из рук. Возможно, в ближайшие 2−3 года он освоит одну из интернет-профессий. В лагерях IT-направленности ребята работают под руководством программистов, менеджеров проектов, дизайнеров и SMM-специалистов. Мир изменился, и смартфон в одних руках – глупая игрушка, а в других – рабочий инструмент.

Главное преимущество образовательного лагеря – возможность познакомиться с несколькими разными специальностями внутри одного направления и понять, насколько та или иная работа подходит подростку. Ну и разговоры с экспертами, конечно.

2. Занятия с репетитором

Иногда ребенок выбирает профессию в соответствии с любимым предметом и разочаровывается. Ведь школьная математика – это одно, а университетские курсы и задачи, которые решает инженер, маркетолог или программист, – совершенно другое.

Бывает и наоборот: ребенок выбрал профессию, но сомневается, что сдаст вступительный экзамен по сложному предмету. Чтобы понять, потянет ли ученик углубленную физику и на сколько баллов сдаст русский язык, обратитесь к репетитору. За один-два года до ЕГЭ опытный преподаватель поможет разобраться с трудностями, вселит веру в себя и подготовит к экзамену наиболее эффективно. Если в вашем городе трудно найти подходящего репетитора, занимайтесь онлайн по скайпу. Зачастую это обходится дешевле очных занятий.

3. Стажировка на каникулах

Выпускники в Европе и США позволяют себе свободный год после школы, чтобы поработать и повидать мир. В России так не принято, тем более что парней могут призвать в армию. Но по законам РФ подросток старше 14 лет имеет право трудиться с согласия родителей – отличный шанс присмотреться к какой-нибудь профессии на каникулах.

Прежде чем пристроить ребенка на практику в пекарню друзей, поговорите с ним. Возможно, ваш предприимчивый школьник уже вовсю зарабатывает на криптовалюте, кодит ботов для Теlegram или раскручивает собственный YouTube-канал.

error: